Датчики угловых перемещений ДПС. Характеристики, описание, методика поверки.
Госреестр средств измерений РФ на основании сведений из ФГИС “АРШИН”

Датчики угловых перемещений ДПС

Основные
Тип ДПС
Год регистрации 2009
Дата протокола 08д от 16.07.09 п.383
Класс СИ 27.02
Номер сертификата 35869
Примечание Взамен № 26401-04
Срок действия сертификата 01.08.2014
Страна-производитель  Россия 
Технические условия на выпуск СВТИ.401263.002 ТУ
Тип сертификата (C - серия/E - партия) С

Назначение

Датчики угловых перемещений предназначены для преобразования углового перемещения (угловой скорости) вала колесной пары электропоезда или электровоза в электрические импульсные сигналы.

Количество электрических импульсов пропорционально угловому перемещению вала, а частота следования импульсов пропорциональна угловой скорости вала колесной пары.

Датчики угловых перемещений используются в системах автоматизации железнодорожных транспортных средств, в том числе, в системах автоведения элек-троподвижного состава для определения линейного перемещения и линейной скорости движения.

Описание

Принцип действия датчика угловых перемещений основан на прерывании светового потока оптопары, состоящей из расположенных на одной оптической оси излучателя (светодиода) и фотоприемника (фотодиода). Прерывание светового потока осуществляется модулятором, установленным на вращающемся валу и состоящим из кольцевой насадки с равномерно расположенными по окружности светопроницаемыми щелями. Прерывание светового потока преобразуется электронной схемой в электрический импульсный сигнал.

В корпусе датчика расположен вал модулятора с подшипниковым узлом и печатной платой с электронными элементами. Корпус датчика жестко закрепляют на буксе колесной пары. Вращательное движение передается от вала колесной пары к валу модулятора датчика через поводок и диск поводковой муфты.

Электронная схема датчика ДПС состоит из двух каналов преобразования прерываний светового потока в гальванически развязанные последовательности электрических импульсов. Оптопары расположены в корпусе датчика относительно модулятора таким образом, чтобы последовательности выходных электрических импульсов каналов были смещены друг относительно друга на !4 периода. Обрабатывая обе последовательности импульсов в системах автоматики, можно определять направление движения транспортного средства.

Датчики угловых перемещений выпускаются в нескольких конструктивных исполнениях для разного типа подвижного состава:

- одноблочные - ДПС-4;

- двухблочные - ДПС-4М, ДПС-4М1, ДПС-4МП2, ДПС-4МП7, ДПС-4МГ, ДПС-4МТ, ДПС-4МТ1, ДПС-4МТ2,, ДПС-4МТЗ.

Двухблочные датчики состоят из блока - измерителя угловых перемещений (ДИУП), установленного на буксе, и блока питания (БИП), установленного в кабине машиниста.

Конструктивно датчики отличаются присоединительными размерами блока ДИУП и составом монтажных компонентов для его установки.

Технические характеристики

Таблица

№ п/п

Основные параметры и размеры

Модификации датчиков

ДПС-4

ДПС-4М, ДПС-4М1, ДПС-4МТ, ДПС-4МП2, ДПС-4МТ1, ДПС-4МП7,ДПС-4МТ2, ДПС-4МГ, ДПС-4МТЗ

1

Коэффициент преобразования угловых перемещений в импульсы, имп/об

42

42

2

Предел допускаемой основной относительной погрешности коэффициента преобразования, %

0,5

0,5

3

Направление вращения модулятора

по часовой стрелке и против часовой стрелки

4

Количество каналов преобразования

2

2

5

Количество выходов по каждому каналу

1

2

6

Максимальный ток на нагрузку по каждому каналу, мА, не более

200

30

7

Максимально допустимое напряжение при закрытом ключе, В

68

60

8

Напряжение открытого ключа каждого канала, В, не более

5,5

5,0

9

Максимальная частота вращения вала датчика, об/мин

2142

2142

10

Максимальная частота импульсов, Гц

1500

1500

И

Скважность импульсов

1,7 ... 2,5

1,8 ... 2,2

12

Длительность фронта и спада импульсов, мкс, не более

20

20

13

Смещение фронтов первого канала относительно второго

0,25±0,12 периода

0,25±0,12 периода

14

Напряжение питания, В

= 35 ... 55

= 35 ... 170, 350 пульсирующее

F =100Гц

15

Ток потребления, А, не более

0,11

0,2

16

Габаритные размеры, мм, не более

165x80 (без диска крепления)

260x135x327 (ДИУП) 204x199x104 (БИП)

17

Масса, кг, не более

5

5 (ДИУП)

4,8 (БИП)

18

Средний срок службы, лет, не менее

10

10

19

Наработка на отказ при соблюдении требований по эксплуатации и обслуживанию, час, не менее

20000

20000

20

Степень защиты датчика по ГОСТ 14254-96

1Р56

IP56 (ДИУП)

IP30 (БИП)

По стойкости к воздействию механических и климатических факторов датчик ДПС-4 относится к квалификационным группам ММ3 и К4.1 по ОСТ 32.146-2000 соответственно. В датчиках ДПС-4М, ДПС-4М1, ДПС-4МП2, ДПС-4МП7, ДПС-4МГ, ДПС-4МТ1, ДПС-4МТ2, ДПС-4МТЗ, ДПС-4МТ входящий в них блок ДИУП относится к квалификационным группам ММ3, К4.1, блок БИП к группам ММ1, Кб соответственно.

Знак утверждения типа

Знак утверждения типа наносится на корпус датчика на планке, на титульный лист руководства по эксплуатации типографским способом.

Комплектность

В комплект поставки датчика ДПС входит датчик и комплект монтажных частей.

Эксплуатационная документация:

- паспорт;

- руководство по эксплуатации;

- инструкция по монтажу;

- методика поверки

Поверка

Поверку датчиков угловых перемещений ДПС осуществляют в соответствии с документом по поверке в составе эксплуатационной документации СВТИ.401263.002 ИЗ, согласованным ГЦИ СИ ФГУП «ВНИИМС» в январе 2004 г.

Перечень основного оборудования, необходимого для поверки:

- осциллограф GOS-6031 с полосой пропускания 0 ... 30МГц и погрешностью коэффициента развертки канала горизонтального отклонения ±3%, с погрешностью измерения частоты ± 0,05% в диапазоне ( 50Гц ... 1кГц), ±0,1% в диапазоне (1 кГц ... 30МГц);

- прибор для измерения частоты вращения СОТ-4 с диапазоном измерения 10...9999 об/мин и погрешностью ±(0,001 Ыизм ± 1 ед.младшего разряда), где Ыизм -измеренное значение угловой скорости;

- привод электромеханический СВТИ.401264.003 с частотой вращения (353 ... 2122) об/мин и нестабильностью ±1,0%;

- мегаомметр Ф4101, диапазон измерения 20 Мом, испытательное напряжение 500В, погрешность ±5%;

- секундомер СОПпр-2А-3, используемый диапазон 60 с, погрешность 0,2 с.

Межповерочный интервал - Иод

Нормативные документы

ГОСТ 8.016 - 81 «ГСИ. Государственный первичный эталон и государственная поверочная схема для средств измерений плоского угла»

СВТИ.401263.002 ТУ. Датчик угловых перемещений ДПС. Технические условия.

ГОСТ 14254-96. Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP).

ОСТ 32.146-2000. Аппаратура железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Общие технические условия

Заключение

Тип датчиков угловых перемещений ДПС утвержден с техническими и метрологическими характеристиками, приведенными в настоящем описании типа и метрологически обеспечен при выпуске из производства и в эксплуатации согласно государственной поверочной схеме.

Развернуть полное описание