Госуслуги начнут автоматически сообщать владельцу о том, что его авто нуждается в ремонте
МОСКВА, 6 октября 2022 г. - На портале Госуслуг запущен проактивный сервис по информированию граждан об отзывных кампаниях автомобилей. Если в авто обнаружится производственный дефект, уведомление об этом автоматически придет в личный кабинет владельца машины на Госуслугах. Сервис создан в рамках масштабной инициативы по цифровизацииотзывных кампаний. Проект реализуют Росстандарт, Минцифры России и Агентство «Полилог».
Росстандарт с 2015 года развивает в России отзывные кампании в рамках надзора за соответствием выпускаемых в обращение автомобилей требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Их проводят производители в случае, если брак выявлен уже после выхода автомобиля с конвейера, в том числекогда он уже активно используется владельцем. Чтобы устранить дефект, производитель начинает отзыв транспортных средств для бесплатного ремонта. При этом программа мероприятий об отзыве продукции представляется на согласование в Росстандарт в соответствии с законодательством о техническом регулировании. За 7 лет (с 2015 по 2022 годы) в России было отозвано 6,1 млн автомобилей.
Новый совместный проект Росстандарта и Минцифры России предусматривает создание нового сервиса на портале Госуслуг по проактивному информированию пользователей с подтвержденной учетной записью об отзывных кампаниях. Больше не нужно самостоятельно искать информацию, чтобы проверить, находится ли машина в отзыве – оповещения будут автоматически получать все пользователи, у которых в в подразделе «Транспорт» раздела «Документы» в личном кабинете введены и проверены в ГИБДД данные о своих автомобилях.
В сообщении, которое поступит в личный кабинет на портале Госуслуг, будет указана причина отзыва. Это могут быть дефекты в подушках безопасности, бракованные детали и др. Сообщение также будет содержать информацию, к кому обратиться за бесплатным ремонтом или консультацией.
«Ключевыми принципами портала Госуслуг являются проактивность и клиентоцентричность. Новый сервис отвечает этим принципам в полной мере и относится к числу жизненно важных для россиян. Быстрое уведомление автовладельцев о необходимости ремонта их автомобиля способствует повышению уровня безопасности на дорогах и качества предоставления россиянам востребованных сервисов. На портале и в рамках семейства приложений Госуслуг уже работает большинство популярных сервисов для автомобилистов, таких как европротокол онлайн, купля-продажа автомобилей, оплата штрафов и запись в ГАИ. Сейчас этот список дополнится еще одним значимым сервисом», – отметил заместитель Министра цифрового развития России Дмитрий Огуряев.
Данные, которые использует проактивный сервис, передаются на Госуслуги через личный кабинет автопроизводителя. В 2021 году к нему подключились 26 компаний-производителей. За прошлый год они провели 43 цифровых кампании, в ходе которых отозвано 125 тыс. машин с дефектами. Личный кабинет автопроизводителя позволил наладить непрерывную коммуникацию всей цепочки участников: государство – автопроизводители – автовладельцы. Также удалось повысить скорость сбора данных об отзывных кампаниях и сформировать новые каналы информирования граждан.
Россияне имеют возможность узнать об отзыве не только на портале Госуслуг, но и на сайте Росстандарта. Для этого необходимо ввести VIN-код транспортного средства в стандартную интерактивную форму на сайте ведомства. Данные в нее поступают из единой цифровой базы, в которую автопроизводители передают сведения об отозванных и отремонтированных автомобилях.
«Разработка и внедрение личного кабинета автопроизводителя позволили нам собрать оцифрованные данные обо всех отозванных автомобилях и фактах их ремонта, начиная с 2017 года. Данные регулярно пополняются и распространяются по разным каналам информирования автовладельцев. Это крайне важно, так как безопасность граждан является для нас приоритетом», – рассказал руководитель Росстандарта Антон Шалаев.
Благодаря оцифровке отзывных кампаний у трети автопроизводителей доля владельцев, проинформированных о необходимости устранения дефектов авто, уже выросла на 30%. Таковы результаты опроса, проведенного Агентством «Полилог» среди компаний-участников проекта.Почти 40% респондентов сообщили, что срок запуска отзывных кампаний сократился в 3-4 раза, например, с одного месяца до 7 дней. 55% опрошенных отметили повышение удобства взаимодействия.
«В рамках проекта по цифровизации отзывных кампаний создана цифровая база отозванных автомобилей. На базе нее предусмотрены различные способы информирования граждан. Это проактивный сервис на портале Госуслуг для автовладельцев, интерактивный поиск отзывных кампаний на сайте Росстандарта (к примеру, для тех, кто хочет проверить приобретаемый автомобиль), а также возможность информирования через сторонние коммерческие сервисы. Последние могут использовать актуальную базу отозванных машин в формате csvчерез открытые данные Росстандарта, – подчеркнула Людмила Богатырева, руководитель департамента цифровых решений Агентства «Полилог».
С запуском проактивного сервиса на портале Госуслуг свыше половины автопроизводителей ожидают роста доли владельцев, осведомленных об отзывных кампаниях. Еще 27% компаний прогнозируют увеличение количества автомобилей, прошедших бесплатный ремонт для устранения дефектов.