Назначение
Комплексы цифровые диагностические для измерений геометрических параметров колесных пар подвижного состава «Комплекс-2 КОНЛОК» (далее - Комплексы), предназначены для проведения измерений геометрических параметров (толщина гребня, толщина обода) колес цельнокатаных, изготовленных по ГОСТ 10791-2011, колесных пар железнодорожных вагонов по ГОСТ 4835-2013, на ходу поезда в автоматическом режиме, регистрации показаний бесконтактным способом и оперативной передачи, по результатам мониторинга полученной информации на ближайший пункт технического обслуживания грузовых вагонов (ПТО) или пункт технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ).
Описание
В основе технического решения по измерению геометрических параметров колесной пары в движении лежит принцип бесконтактного измерения линейных размеров прецизионными лазерными датчиками. Для этой цели каждое из колес параллельно и независимо просвечивается двумя лазерными датчиками (внутренним и наружным). В момент прохождения колеса через рабочую зону блока датчиков сканируются профили поверхности колеса. Последующая совместная обработка данных позволяет определить профиль поверхности катания в системе отсчета колеса колесной пары, после чего рассчитать значения измеряемых геометрических параметров.
После поступления сигнала оповещения о приближении объекта измерения (поезда), комплекс переходит в режим «Автоматическое измерение». Производится тестирование основных блоков комплекса. Проверяется наличие связи с оптическими датчиками.
Во время проследования объекта измерений (поезда) управляющая электронновычислительная машина выполняет необходимое количество циклов сбора данных от датчиков цифровых оптических и датчиков синхронизации. Число циклов соответствует числу колесных пар в составе.
После проследования объекта измерений (поезда) все данные обрабатываются программным обеспечением управляющей электронно-вычислительной машины и производится вычисление необходимых геометрических параметров колес колесной пары. Обработка измерительной информации и управление комплексом производится по заданному алгоритму программного обеспечения.
Обе пары датчиков объединены в единый измерительный блок, который устанавливается на опорной раме, на участке железнодорожного пути. Измерения происходят в режиме сканирования поверхностей при прохождении колесной пары через рабочую зону.
Результаты измерений геометрических параметров колесных пар проходящего объекта накапливаются в базе данных управляющей электронно-вычислительной машины и впоследствии передаются по протоколу TCP/IP в программное обеспечение автоматизированного рабочего места оператора комплекса. Оператору передаются дата и время входа и выхода объекта измерений (поезда) на участок (в рабочую зону), порядковый номер оси с головы состава, признак неисправности колесной пары с указанием параметра и его действительного измеренного значения.
Комплексы включают в себя следующие основные функциональные блоки:
- датчики цифровые оптические;
- рама опорная;
- датчики синхронизации;
- шкаф вычислительный (с управляющей электронно-вычислительной машиной);
- комплект кабелей;
- комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей.
По дополнительному заказу комплексы могут оснащаться системой для распознавания номеров вагонов.
В составе Комплекса применяются цифровые оптические датчики и датчики синхронизации, измерительная информация от которых в виде аналоговых сигналов поступает на вход плат АЦП электронно-вычислительной машины. После передачи информации в программное обеспечение управляющей электронно-вычислительной машины производится вычисление отношения разности сигналов с двух каналов АЦП к их сумме и по известным коэффициентам определяется координата контролируемой поверхности в системе отсчета колеса. Затем определяются координаты колеса в системе отсчета самого комплекса. Далее, после параллельной обработки информации со всех датчиков вычисляются необходимые геометрические параметры колеса.
Программное обеспечение комплекса предусматривает возможность тестирования отдельных блоков, узлов и комплекса в целом, настройку процесса контроля, позволяя использовать отдельные процедуры.
Комплекс имеет следующие режимы работы:
- Тестирование и поверка;
- Автоматическое измерение.
Комплекс функционирует в рабочих условиях применения непрерывно. Отключение комплекса происходит только при проведении технического обслуживания и/или ремонта.
Общий вид комплексов, представлен на рисунках 1, 2, 3.
Пломбирование комплексов не предусмотрено.
Нанесение знака поверки на средство измерений не предусмотрено.
Программное обеспечение
Программное обеспечение «Конлок» установлено на жестком диске АРМ оператора. В программной оболочке функции, дающие возможность изменения программного обеспечения пользователем, отсутствуют. ПО «Конлок», установленное на АРМ оператора, принимает данные измерений, выполняет их анализ, выводит на экран, результаты измерений и информацию о выявленных отступлениях геометрических параметров пути от норм содержания, распечатывает на бумажном носителе выходные документы и записывает данные проезда на сервер с привязкой к координате пути.
Идентификационные данные программного обеспечения комплексов приведены в таблице 1 .
Таблица 1 - Идентификационные данные программного обеспечения комплексов
Идентификационные данные (признаки) | Значение |
Идентификационное наименование ПО | ПО «Конлок» |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | Не ниже 1.0.85 |
Цифровой идентификатор ПО | - |
Уровень защиты программного обеспечения оценивается, как «высокий» по Р 50.2.077-2014.
Технические характеристики
Таблица 2 - Метрологические характеристики Комплексов |
Наименование характеристики | Значение |
Диапазон измерений толщины гребня колеса, мм | от 20 до 33 включ. |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений толщины гребня колеса, мм | ±0,5 |
Диапазон измерений толщины обода колеса, мм | от 18 до 80 включ. |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений толщины обода колеса, мм | ±0,5 |
Таблица 3 - Технические характеристики и условия эксплуатации
Наименование характеристики | Значение |
Габаритные размеры, мм, не более: | |
- оптических датчиков: | |
длина | 600 |
ширина | 280 |
высота | 280 |
- опорной рамы: | |
длина | 4600 |
ширина | 2200 |
высота | 600 |
- датчика синхронизации: | |
длина | 100 |
ширина | 70 |
высота | 50 |
- вычислительного шкафа | |
длина | 600 |
ширина | 600 |
высота | 800 |
Масса, кг, не более: | |
- оптических датчиков | 15 |
- опорной рамы | 550 |
- датчика синхронизации | 3 |
- вычислительного шкафа | 60 |
Наименование характеристики | Значение |
Электропитание: - Напряжение питания, В - Частота сети переменного тока, Г ц | от 209 до 231 50 ± 0,2 |
Условия эксплуатации: - Напольное оборудование: Температура окружающей среды, °С Относительная влажность, при 25°С, без конденсации влаги, %, не более | от -50 до +50 95 |
Средняя наработка на отказ, ч, не менее | 9000 |
Срок службы, лет, не менее | 10 |
Знак утверждения типа
наносится на табличку, размещенную на двери вычислительного шкафа методом лазерной гравировки, и на титульные листы эксплуатационных документов типографским способом.
Комплектность
Таблица 4 - Комплект поставки систем
Наименование | Обозначение | Количество |
Комплексы цифровые диагностические для измерений геометрических параметров колесных пар подвижного состава «Комплекс-2 КОНЛОК» | - | 1 экз. |
Система распознавания номеров вагонов | - | 1 экз.* |
Запасные части, принадлежности и инструменты | ЗИП | 1 компл. |
Паспорт | НЖСА 401722.001 ПС | 1 экз. |
Руководство по эксплуатации | НЖСА 401722.001 РЭ | 1 экз. |
Методика поверки | МП 203-6-2021 | 1 экз. |
* - по дополнительному заказу
Сведения о методах измерений
приведены в разделе 3 документа НЖСА 401722.001 РЭ «Комплексы цифровые диагностические для измерений геометрических параметров колесных пар подвижного состава «Комплекс-2 КОНЛОК».
Нормативные документы
НРПС.401722.052 ТУ Комплекс цифровой диагностический для измерений геометрических параметров колесных пар подвижного состава «Комплекс-2 КОНЛОК». Технические условия