Назначение
Комплексы измерительно-вычислительные вагона-лаборатории испытаний контактной сети КИВ ВИКС (далее — комплекс КИВ ВИКС) предназначены для измерений:
- высоты контактного провода над уровнем головок рельсов;
- смещения контактного провода относительно оси токоприёмника;
- высоты основных стержней фиксаторов относительно контактного провода;
- высоты наклона правого и левого бортов вагона-лаборатории испытаний контактной сети (далее - ВИКС) относительно букс колесных пар;
- силы нажатия токоприёмника на контактный провод;
- пройденного пути и скорости движения;
- температуры окружающего воздуха;
- напряжения контактной сети.
Комплекс КИВ ВИКС осуществляет запись результатов измерений на магнитные и электронные носители персонального ЭВМ, отображение измеряемой информации на экране дисплея, а также распечатку протоколов инспекционных поездок и получаемой информации в графической форме.
Описание
Измерительно-вычислительный комплекс (далее - КИВ) включает:
- стереотелевизионную систему (далее — СТС) (Рисунок 1), предназначенную для бесконтактного измерения высоты контактного провода над уровнем головок рельсов и смещения контактного провода относительно оси токоприёмника. СТС реализует стереоскопический метод определения положения видимого объекта в пространстве. Этот метод основа на измерении углового положения (угла визирования) объекта относительно оптических осей систем двух специализированных телевизионных камер;
- телевизионную систему (далее — ТС) (Рисунок 2), предназначенную для бесконтактного измерения высоты основных стержней фиксаторов относительно контактного провода. ТС работает по тому же принципу, что и СТС;
- два датчика перемещений барабанного типа (Рисунок 3) (справа и слева по бортам вагона), предназначенные для измерения высоты правого и левого бортов ВИКС относительно букс колёсных пар. Принцип действия датчиков основан на преобразовании изменения длины тросика датчика, наматываемого (сматываемого) на барабан в угол поворота барабана с помощью синусно-косинусного вращающегося трансформатора тока. Изменение угла поворота пропорционально изменению высоты правого или левого бортов вагона ВИКС относительно букс колёсной пары;
- два датчика силы нажатия (Рисунок 4), прикреплённые снизу к полозу токоприёмника справа и слева, и предназначенные для измерения силы нажатия токоприёмника на контактный провод. Эти датчики преобразуют усилие нажатия в электрический сигнал;
- датчик температуры, установленный на внешней стороне рамы вагона и предназначенный для измерений температуры окружающего воздуха и преобразования в электрический выходной сигнал;
- датчик угла поворота Л178/1.2 (Рисунок 5) (Госреестр СИ № 12207-99), установленный на буксе колёсной пары и предназначенный для измерения пройденного пути и скорости движения ВИКС. По количеству зафиксированных импульсов рассчитываются пройденный путь и скорость движения;
- датчик напряжения (Рисунок 6), расположенный на крыше вагона и предназначенный для измерения постоянного и переменного напряжения посредством использования высокоомного делителя напряжения и аналого-цифрового преобразователя.
Полученные сигналы СТС и ТС, датчиков перемещений, силы, угла поворота, температуры и напряжения контактной сети обрабатываются в ЭВМ комплекса КИВ ВИКС.
Рисунок 1 - Внешний вид стереотелевизионной системы
Рисунок 2 - Внешний вид телевизионной системы
Рисунок 3 - Внешний вид датчика перемещений
Рисунок 4 - Внешний вид датчика силы нажатия
Рисунок 5 - Внешний вид датчика угла поворота
Рисунок 6 - Внешний вид датчика напряжения
Программное обеспечение
Комплексы КИВ ВИКС работают с программным обеспечением KIV_VIKS ООО «Мобильные Системы Диагностики Холдинг», г. Санкт-Петербург (далее - ПО). ПО KIV_VIKS является встроенным ПО и полностью метрологически значимым. ПО KIV_VIKS имеет расчётный модуль метрологически значимого кода BallRulles.ddl версии V 1.3.7.
ПО KIV_VIKS предназначено для сбора, обработки, представления, передачи и хранения результатов измерений.
Идентификационные данные ПО для комплекса КИВ ВИКС представлены в таблице 1.
Таблица 1
Идентификационные данные (признаки) | Значение |
Идентификационное наименование ПО | KIV_VIKS.exe |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | V 7.2.1 |
Цифровой идентификатор ПО (MD5) | 4E819D9A62DBB2EB850352A9EBFBC13B |
Идентификационное наименование расчётного модуля значимого кода | BallRulles.ddl |
Номер версии (идентификационный номер) расчётного модуля значимого кода | V 1.3.7 |
Защита ПО и измеренной информации от непреднамеренных и преднамеренных изменений соответствует уровню «средний» по Р 50.2.077-2014.
Влияние ПО на метрологические характеристики учтено при нормировании метрологических характеристик.
Технические характеристики
Диапазон измерения высоты контактного провода над уровнем верха головок рельсов, мм 5400-6900.
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения высоты контактного провода над уровнем верха головок рельсов, мм ±10.
Диапазон измерения смещения контактного провода относительно оси токоприёмника, мм ±700.
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения смещения контактного провода относительно оси токоприёмника, мм ±10.
Диапазон измерения высоты стержней фиксаторов относительно контактного провода, мм 200-600.
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения высоты стержней фиксаторов относительно контактного провода, мм ±50.
Диапазон измерения высоты наклона правого и левого бортов вагона комплекса
КИВ ВИКС относительно букс колёсных пар, мм 0-120.
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения высоты наклона правого и левого бортов вагона комплекса КИВ ВИКС относительно букс колёсных пар, мм ±1.
Диапазон измерения силы нажатия токоприёмника на контактный провод, Н 0-250.
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения силы нажатия токоприёмника на контактный провод, Н
Диапазон измерения скорости движения, км/ч 3-200.
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения:
- пройденного пути (на каждые 20 км), км
- скорости движения, км/ч
Диапазон измерения температуры окружающего воздуха, °С минус 50-40.
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения температуры
окружающего воздуха, °С
Диапазон измерения напряжения контактной сети:
- постоянного тока, кВ 2,4-4,4;
- переменного тока, кВ 19-29.
Пределы допускаемой относительной погрешности измерения напряжения
контактной сети, % ±10.
Питание:
- напряжение переменного тока частотой 50 Гц, В 220±22.
Условия эксплуатации:
- температура окружающего воздуха, °С
• стойка КИВ, СТС и ТС от 10 до 25;
• датчики перемещений, силы, угла поворота, температуры, напряжения контактной сети, °С от минус 50 до 40.
Средняя наработка на отказ, ч 3500.
Средний срок службы, лет 15.
Знак утверждения типа
наносится на титульный лист руководства по эксплуатации типографским способом и на стойку комплекса КИВ ВИКС в виде наклейки.
Комплектность
В комплект поставки комплекса КИВ ВИКС входят:
1. Комплекс измерительно-вычислительный вагона-лаборатории испытаний контактной сети КИВ ВИКС в составе:
- стереотелевизионная система;
- телевизионная система;
- датчики: перемещений, угла поворота, силы, температуры, напряжения контактной сети и блок обработки сигналов.
2. Программное обеспечение комплекса КИВ ВИКС.
3. Руководство по эксплуатации комплекса КИВ ВИКС 1СР.151.051-26 РЭ.
4. Технические условия комплекса КИВ ВИКС ТУ 4012-002-96548988-2010.
5. Инструкция пользователя программного обеспечения ЭВМ комплекса КИВ ВИКС МСД.301.401 ИП.
6. Методика поверки комплекса КИВ ВИКС.
7. Комплект эксплуатационной документации комплекса КИВ ВИКС.
Сведения о методах измерений
Методика измерений приведена в документах:
- Руководство по эксплуатации комплекса КИВ ВИКС 1СР.151.051-26 РЭ;
- Технические условия комплекса КИВ ВИКС ТУ 4012-002-96548988-2010.
Нормативные документы
ГОСТ Р 8.763-2011 «ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений длины в диапазоне от 1-10’9 до 50 м и длин волн в диапазоне от 0,2 до 50 мкм»;
ГОСТ 8.021-2005 «ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений массы»;
ГОСТ 8.640-2014 «ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений силы»;
ГОСТ 8.558-2009 «ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений температуры»;
Техническая документация ООО «Мобильные Системы Диагностики Холдинг», г. Санкт-Петербург.