Назначение
Комплексы измерительные объема и массы топлива тепловозов КВАРТА-МП (далее - комплексы КВАРТА-МП) предназначены для измерений температуры; объема и плотности при температуре их измерения и массы дизельного топлива в топливных баках тепловозов.
Описание
Комплексы КВАРТА-МП включают в себя:
- две системы измерительные «СЕНС» 014-11 (№ 39007-14 в Государственном реестре средств измерений);
- блок учёта топлива БУТ (или БУТ-Р1) в зависимости от модификации.
Б УТ-Р1 отличается от БУТ наличием встроенного индикатора и регистратора.
Системы измерительные «СЕНС» (далее по тексту - ИС) устанавливаются в топливный бак тепловоза, имеющий градуировочную таблицу, и служат для преобразования температуры и уровня дизельного топлива в баке в цифровой код, который считывается блоком БУТ (БУТ-Р1) по цифровой линии связи типа «ЛИНИЯ». Одна из ИС имеет исполнение с возможностью преобразования плотности дизельного топлива в цифровой код, который также будет считываться блоком БУТ (БУТ-Р1). Использование двух ИС служит для компенсации влияния него-ризонтальности поверхности, на которой находится тепловоз, и усреднения температуры дизельного топлива в горизонтальном направлении.
Блок БУТ (БУТ-Р1) производит расчёты средней температуры топлива в баке; объема топлива при данной температуре, используя градуировочную таблицу, размещенную в его энергонезависимой памяти; объема топлива, приведенного к температуре 20 °С; массы топлива и плотности, приведённой к температуре топлива в баке.
Для задания параметров, ввода градуировочной таблицы, вывода результатов измерений используется разъем «CAN» блока БУТ (БУТ-Р1), через который осуществляется обмен с внешними устройствами по протоколу CAN 2.0A.
Принцип работы комплексов КВАРТА-МП заключается в следующем.
Блок БУТ (БУТ-Р1) периодически передает на каждую ИС пакетные запросы данных по цифровой линии связи типа «ЛИНИЯ», принимает результаты измерений температуры, уровня, плотности дизельного топлива и производит необходимые расчеты. Результаты измерений передаются во внешние устройства, в качестве которых могут быть устройства, осуществляющие обмен по протоколу CAN 2.0A.
Комплексы КВАРТА-МП имеют четыре исполнения: КВАРТА-МП/50,
КВАРТА-МП/24, КВАРТА-МП/50Р и КВАРТА-МП/24Р, которые отличаются номинальным значением напряжения питания и наличием встроенного регистратора.
ИС имеют взрывозащищенное исполнение 1ExdllBT3 по ГОСТ Р 51330.0.
Структурная схема комплексов КВАРТА-МП приведена на рисунке 1, схема пломбирования устройств - на рисунке 2.
Рисунок 1 - Структурная схема комплексов КВАРТА-МП
Рисунок 2 - Схема пломбировки от несанкционированного доступа
Программное обеспечение
Программное обеспечение версия № 05 (для БУТ) и № 02 (для БУТ-Р1) недоступно для пользователя. Идентификационные данные метрологически значимой части программного обеспечения приведены в таблице 1.
Таблица 1
Идентификационные данные ПО | Значение |
для БУТ | для БУТ-Р1 |
Идентификационное наименование ПО | ПО для БУТ | ПО для БУТ-Р1 |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | 05 | 02 |
Защита данных градуировочной таблицы топливного бака от непреднамеренных и преднамеренных изменений осуществляется организационно-аппаратными средствами. Доступ к данным градуировочной таблицы возможен после ручной коммутации управляющего сигнала, что невозможно сделать без нарушения пломбы (рисунок 2).
Защита программного обеспечения от непреднамеренных и преднамеренных изменений соответствует уровню «низкий» по Р 50.2.077-2014.
Технические характеристики
Таблица 2 - Метрологические характеристики
Наименование | Значение |
Диапазон измерений температуры топлива в топливном баке, °С | от -50 до +60 |
Диапазон измерений плотности топлива в топливном баке, кг/м3 | от 780 до 900 |
Диапазон измерений объема топлива в топливном баке при температуре его измерения, дм3 | от 100 до 10000 |
Диапазон измерений массы топлива в топливном баке, кг | от 500 до 9000 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений температуры топлива в топливном баке, °С: в диапазоне от минус 50 до минус 20 °С в диапазоне от минус 20 до 60 °С | ±2 ±0,5 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений плотности топлива в топливном баке, кг/м3 (определяются погрешностью измерения плотности системой измерительной «СЕНС») | ±1 |
Пределы допускаемой приведённой погрешности измерений объёма топлива в топливном баке, %: - в общем случае - при получении градуировочной таблицы топливного бака с помощью данного комплекса и топливораздаточной колонки | TV=±|^- 1ВДЙ)1+(^- + ^- 2 а |де|) юо] ?V= ±[1.2 ■ — ■ |EJ + (2,+ -^- + — ■ * |Д©|)- кто] "■ ГП4Г \ Щтл|-в Vmii - |
Пределы допускаемой приведенной погрешности измерений массы топлива в топливном баке | |
* где 5f(H) - пределы допускаемой относительной погрешности градуировочной таблицы топливного бака, %; 6к - пределы допускаемой относительной погрешности счётчика жидкости топливораздаточной колонки, 6к = ± 0,15 % или ± 0,25 % или ± 0,5 %; V© - измеренное значение объема топлива в топливном баке; Vmax - максимальное значение объема данного топливного бака, дм3; Hmax - максимальное значение внутреннего размера данного топливного бака в вертикальном направлении, мм; а = 12,5-10’6 1/°С - температурный коэффициент линейного расширения материала стенки резервуара; Д© - пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений температуры топлива в топливном баке, ± 0,5 (или ± 2) °С. ** где р - результат измерений плотности топлива в топливном баке, кг/м3; Др - пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений плотности топлива в топливном баке, ± 1 кг/м3 |
Таблица 3 - Основные технические характеристики
Наименование | Значение |
Напряжение питания КВАРТА-МП/24 и КВАРТА-МП/24Р, В (осуществляется от бортовой сети постоянного тока) | от 18 до 72 |
Напряжение питания КВАРТА-МП/50 и КВАРТА-МП/50Р, В (осуществляется от бортовой сети постоянного тока) | от 35 до 160 |
Потребляемая мощность, не более, ВА | 10 |
Средняя наработка на отказ, ч, не менее | 20 000 |
Средний срок службы, лет | 15 |
* допускаются выбросы длительностью до 100 мкс при повторяемости не чаще одного раза в минуту амплитудой до 400 В для диапазона от 18 до 72 В и 660 В для диапазона от 35 до 160 В, а также пульсация в пределах двойной амплитуды частотой от 100 до 150 Гц не более 20 % действующего напряжения питания. |
Рабочие условия эксплуатации:
- температура окружающего воздуха от минус 40 до плюс 50 °С (нормальная температура от 15 до 25 °С);
- относительная влажность 100 % при температуре плюс 25 °C;
- вибрация c ускорением 30 м/с2 в диапазоне от 0,5 до 100 Гц;
- атмосферное давление от 84 до 106,7 кПа (от 630 до 800 мм рт. ст.).
Знак утверждения типа
наносится с помощью принтера на титульные листы (место нанесения - вверху, справа) эксплуатационной документации комплексов КВАРТА-МП.
Комплектность
В комплект поставки комплексов КВАРТА-МП входят технические средства и документация, представленные в таблицах 4 и 5, соответственно. Конкретный состав комплекта поставки КВАРТА-МП определяется исполнением и договором на поставку.
Таблица 4 - Технические средства
Обозначение | Наименование | Количество | Примечание |
ЦАКТ.407369.005 (ЦАКТ.407369.005-01) ЦАКТ 468352.008 (ЦАКТ 468352.008-01) «СЕНС» 014-11 ПС «СЕНС» 014-11 ПС ЦАКТ.467964.019 | Комплекс измерительный объема и массы топлива тепловозов КВАРТА-МП/50 (КВАРТА-МП/24), в том числе: Блок учета топлива БУТ/50 (Блок учета топлива БУТ/24) Система измерительная «СЕНС» 014-11 L-P («СЕНС» 014-11 L-P2) Система измерительная «СЕНС» 014-11 L Комплект инструмента и принадлежностей Топливный бак | 1 1 1 1 1 комплект 1 | В скобках указаны обозначение и условное наименование исполнения КВАРТА-МП/24 В зависимости от исполнения Определяется договором на поставку В комплект поставки не входит, используется топливный бак тепловоза, на который устанавливается КВАРТА-МП |
Продолжение таблицы 4 - Технические средства
Обозначение | Наименование | Количество | Примечание |
ЦАКТ.407369.005-02 (ЦАКТ.407369.005-04) | Комплекс измерительный объема и массы топлива тепловозов КВАРТА-МП/50Р (КВАРТА-МП/24Р), в том числе: | 1 | В скобках указаны обозначение и условное наименование исполнения КВАРТА-Р1М/24 |
ЦАКТ 468352.012 (ЦАКТ 468352.012-01) | Блок учета топлива БУТ-Р1/50 (Блок учета топлива БУТ-Р1/24) | 1 | В зависимости от исполнения |
«СЕНС» 014-11 ПС «СЕНС» 014-11 ПС | Система измерительная «СЕНС» 014-11 L-P («СЕНС» 014-11 L-P2) Система измерительная «СЕНС» 014-11 L | 1 1 | Определяется договором на поставку |
Таблица 5 - Документация
№ | Наименование | Количество |
1 | Комплекс измерительный объема и массы топлива тепловозов КВАРТА-МП/50. Ведомость эксплуатационных документов. ЦАКТ.407369.005 ВЭ; Комплекс измерительный объема и массы топлива тепловозов КВАРТА-МП/24. Ведомость эксплуатационных документов. ЦАКТ.407369.005-01 ВЭ; Комплекс измерительный объема имассы топлива тепловозов КВАРТА-МП/50Р. Ведомость эксплуатационных документов. ЦАКТ.407369.005-02 ВЭ; Комплекс измерительный объема и массы топлива тепловозов КВАРТА-МП/24Р. Ведомость эксплуатационных документов. ЦАКТ.407369.005-03 ВЭ | 1 |
2 | Комплекс измерительный объема и массы топлива тепловозов КВАРТА-МП. Руководство по эксплуатации. ЦАКТ.407369.005 РЭ | 1 |
3 | Комплекс измерительный объема и массы топлива тепловозов КВАРТА-МП. Формуляр. ЦАКТ.407369.005 ФО | 1 |
4 | Комплекс измерительный объема и массы топлива тепловозов КВАРТА-МП. Методика поверки. ЦАКТ.407369.005 Д1 | 1 |
5 | Эксплуатационная документация на отдельно поставляемые компоненты комплекса измерительного объема и массы топлива тепловозов КВАРТА-МП | 1 |
Примечание - В комплект поставки включается лишь один из документов по пункту 1 настоящей таблицы, соответствующий поставленной модификации комплекса КВАРТА-МП. |
Сведения о методах измерений
приведены в эксплуатационном документе.
Нормативные документы
ГОСТ Р 8.596-2002. «ГСИ. Метрологическое обеспечение измерительных систем.
Основные положения»