Назначение
Комплексы измерительные передвижных дорожных лабораторий КП-514СМП (далее - комплексы) предназначены для измерений технических характеристик автомобильных дорог:
- угла поворота трассы;
- продольного и поперечного уклонов;
- продольной и поперечной ровности;
- длины пройденного пути;
- коэффициента сцепления.
Описание
Комплексы размещают в передвижных дорожных лабораториях, изготовленных на базе транспортных средств (ТС). Комплексы построены по блочно-модульному принципу и состоят из:
- узла управления, сбора и обработки данных;
- гироскопической системы и/или малогабаритной интегрированной навигационной системы (МИНС), позволяющих измерять продольный и поперечный уклоны, и угол поворота трассы при движении ТС со скоростью (25±5) км/ч;
- средств измерений длины пройденного пути (скорость движения при измерении мерным колесом не более 30 км/ч, а при измерении датчиком пройденного пути - не ограничена);
- навесного устройства УКПР, предназначенного для измерений поперечной ровности (колейности) дорожного покрытия при движении ТС со скоростью от 10 до 50 км/ч;
- прицепного узла ПКРС-2У, позволяющего измерять коэффициент сцепления заблокированного колеса узла ПКРС-2У с дорожным покрытием при буксировании со скоростью (60±5) км/ч;
- прицепного прибора ПКР-1 (профилометра дорожного), позволяющего измерять продольную ровность дорожного покрытия при буксировании со скоростью от 40 до 80 км/ч.
- персональной ЭВМ с установленным защищенным программным обеспечением.
Принцип действия комплексов основан на получении с помощью программного обеспечения измерительной информации с датчиков через защищённый программный интерфейс, обработке данных в автоматическом режиме, и последующем выводе обработанной цифровой и графической измерительной информации на экран персональной ЭВМ с записью результатов измерений на жесткий диск ЭВМ.
Комплексы имеют каналы измерений геометрических параметров (продольного и попе-речного уклонов и угла поворота трассы), длины пройденного пути, коэффициента сцепления, продольной ровности, поперечной ровности (колейности), а также, при применении установки динамического нагружения ДИНА-3, упругого прогиба. В зависимости от Заказа комплексы выпускаются в шестнадцати различных модификациях, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Обозначение модификации | Канал измерений: |
длины пройденного пути | геометрических параметров | коэффициента сцепления | продольной ровности | поперечной ровности |
Комплекс измерительный передвижной дорожной лаборатории КП-514СМП | + | + | + | + | + |
Комплекс измерительный передвижной дорожной лаборатории КП-514СМП-01 | + | + | + | + | |
Комплекс измерительный передвижной дорожной лаборатории КП-514СМП-02 | + | + | + | | + |
Комплекс измерительный передвижной дорожной лаборатории КП-514СМП-03 | + | + | + | | |
Комплекс измерительный передвижной дорожной лаборатории КП-514СМП-04 | + | + | | + | + |
Комплекс измерительный передвижной дорожной лаборатории КП-514СМП-05 | + | + | | + | |
Комплекс измерительный передвижной дорожной лаборатории КП-514СМП-06 | + | + | | | + |
Комплекс измерительный передвижной дорожной лаборатории КП-514СМП-07 | + | + | | | |
Комплекс измерительный передвижной дорожной лаборатории КП-514СМП-08 | + | | + | + | + |
Комплекс измерительный передвижной дорожной лаборатории КП-514СМП-09 | + | | + | + | |
Комплекс измерительный передвижной дорожной лаборатории КП-514СМП-10 | + | | + | | + |
Комплекс измерительный передвижной дорожной лаборатории КП-514СМП-11 | + | | + | | |
Комплекс измерительный передвижной дорожной лаборатории КП-514СМП-12 | + | | | + | + |
Комплекс измерительный передвижной дорожной лаборатории КП-514СМП-13 | + | | | + | |
Комплекс измерительный передвижной дорожной лаборатории КП-514СМП-14 | + | | | | + |
Комплекс измерительный передвижной дорожной лаборатории КП-514СМП-15 | + | | | | |
Внешний вид комплекса измерительного передвижной дорожной лаборатории КП-514СМП представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 - Общий вид Комплекса измерительного передвижной дорожной лаборатории КП-514СМП
В целях предотвращения несанкционированного доступа к элементам регулировки комплекса предусмотрено место для размещения наклейки пломбирования, которое указано на рисунке 2.
Рисунок 2 - Место для пломбирования узла управления, сбора и обработки данных комплекса
Программное обеспечение
В дорожной лаборатории имеется программное обеспечение ПИК «Дорога-2007» (ПО), которое предназначено для установки на персональный компьютер или ноутбук с операционной системой семейства Microsoft Windows. Данное ПО выполняет следующие функции:
- считывает и отображает показания измерительных приборов, которые подключены к лаборатории;
- сохраняет, обрабатывает и отображает результаты измерений;
- выполняет тестирование измерительных систем, установленных в лаборатории;
- выполняет тарировку и поверку измерительных систем, установленных в лаборатории.
В таблице 2 приведены сведения об идентификационных данных ПО. Таблица 2 |
Идентификационное наименование ПО | ПИК «Дорога-2007» |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | l.xx.xx.xx* |
Номер версии (идентификационный номер) основной библиотеки ПО MainWork.dll | 1.0.0.0 |
Цифровой идентификатор ПО (контрольная сумма основной библиотеки MainWork.dll) | 743DF7D407F53E4A7793A37EDB2ECBDC |
Алгоритм вычисления цифрового идентификатора | md5 |
*- в номере версии метрологически значимую часть ПО определяет первая цифра 1.
Остальные цифры (xx.xx.xx) относятся к метрологически незначимой части ПО.
Программно-измерительный комплекс «Дорога-2007» состоит из 4 модулей: Геометрия, Ровность, Сцепление, Прочность. Исполняемые файлы (Geometry.exe, Roughness.exe, Sceplenie.exe, Dina.exe), - являются метрологически незначимой частью ПО, поэтому их номера версий и контрольные суммы могут изменяться. Данные исполняемые файлы предназначены только для отображения, сохранения и обработки результатов измерений.
Метрологически значимой частью ПО является основная библиотека MainWork.dll. В файле MainWork.dll находятся процедуры опроса всех измерительных систем и алгоритмы расчета ПИК "Дорога-2007", которые отвечают за метрологически значимую часть программы.
Идентификация ПО: Для получения информации о наименовании и версии программы необходимо после запуска любого из четырех модулей программы в меню «Помощь» выбрать пункт «О программе». В открывшемся окне указано идентификационное наименование ПО и наименование запущенного модуля, а также номер версии программы.
Файл MainWork.dll защищен от изменения инструментом проверки контрольных сумм. Контрольная сумма основной библиотеки отображается в главном окне в каждом модуле комплекса «Дорога-2007» (Geometry.exe, Roughness.exe, Sceplenie.exe, Dina.exe). Версию файла основной библиотеки MainWork.dll можно посмотреть в свойствах файла через проводник Microsoft Windows.
В случае, если в файл MainWork.dll будут внесены изменения (например, через блокнот), то это приведет к тому, что ПИК "Дорога-2007" не запустится. Также, если данный файл отсутствует, то работа с ПИК "Дорога-2007" невозможна.
Метрологически значимая часть ПО СИ и измеренные данные достаточно защищены с помощью специальных средств защиты от преднамеренных изменений.
Уровень защиты ПО от преднамеренных и непреднамеренных изменений соответствует уровню «средний» по Р 50.2.077-2014. Влияние ПО на метрологические характеристики учтено при нормировании метрологических характеристик.
Технические характеристики
Диапазоны измерений:
- угла поворота трассы, градус от минус 180 до плюс 180 1 2 3
- продольного уклона, % от минус 105 до плюс 105 2)
- поперечного уклона, % от минус 105 до плюс 105 3)
- коэффициента сцепления от 0,15 до 0,65
- длины пройденного пути, м от 0 до 106
- продольной ровности, мм/м от 2 до 10
- поперечной ровности, мм от минус 100 до плюс 100 4
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений:
- угла поворота трассы, градус:
МИНС
гироскопической системой
- продольного и поперечного уклонов, %
- поперечной ровности, мм
Пределы допускаемой относительной погрешности измерений:
- длины пройденного пути, % мерным колесом
датчиком пройденного пути
- продольной ровности, %: исполнение А
исполнение Б
Пределы допускаемой приведенной погрешности измерений коэффициента сцепления, %
Номинальное напряжение питания, В
Потребляемая мощность, В •А, не более
Нормальная нагрузка колеса узла ПКРС-2У на дорожное покрытие, кН 3±0,05
Наработка на отказ, ч, не менее
Полный средний срок службы, лет, не менее
Условия эксплуатации комплекса:
- температура окружающего воздуха при измерении, °С: угла поворота трассы, уклонов, ровности
от минус 10 до плюс 40
от плюс 5 до плюс 40
98
и длины пройденного пути
коэффициента сцепления и упругого прогиба
- относительная влажность воздуха, %, не более
Знак утверждения типа
Знак утверждения типа наносится типографским способом на титульный лист руководства по эксплуатации и фотохимическим способом на маркировочную табличку, устанавливаемую на узел управления, сбора и обработки данных.
Комплектность
Наименование | Обозначение | Кол-во |
Транспортное средство (ТС) / (Тип ТС и модификация комплекса по заказу) | СДТ 043.00.00.000; СДТ 214.00.00.000-01; СДТ 380.00.00.000; СДТ 380.00.00.000-01; СДТ 422.00.00.000 | 1 |
Узел ПКРС-2У | СДТ 005.77.00.000 | 1 |
Прибор контроля ровности ПКР-1 (профилометр дорожный) | СДТ 346.00.00.000 | 1 |
Устройство контроля поперечной ровности УКПР | СДТ 490.00.00.000 | 1 |
Персональная ЭВМ | | 1 |
Программное обеспечение | Программно-измерительный комплекс «Дорога-2007» | 1 |
Комплект руководств пользователя программного обеспечения | | 1 |
Руководство по эксплуатации | СДТ 423.00.00.000 РЭ | 1 |
Поверка
осуществляется в соответствии с документом СДТ 423.00.00.000 РЭ «Комплекс измерительный передвижной дорожной лаборатории КП-514СМП. Руководство по эксплуатации. Приложение А - Методика поверки», утверждённым ГЦИ СИ ФГУ «Саратовский ЦСМ им. Б.А. Дубовикова» 31 июля 2009 года.
Основные средства поверки:
- теодолит технический с допускаемой погрешностью измерения горизонтального угла 15", ГОСТ 10529-96;
- нивелир высокоточный с допустимой средней квадратической погрешностью измерения превышения на 1 км двойного хода 0,5 мм, ГОСТ 10528-90;
- рейка нивелирная РН-05, (0-3000) мм, ±0,05 мм, ГОСТ 10528-90;
- динамометр общего назначения, КТ2, (0,5-5) кН, ц.д.0,05 кН, ГОСТ 13837-79;
- динамометр образцовый растяжения, 3 разряд, (0,2-2) кН, ц.д.0,5 Н, ГОСТ 9500-84;
- рулетка металлическая, (0-100) м, ц.д.1,0 мм, ГОСТ 7502-98;
- уровень строительный, 300мм, ц.д.4,4 мм/м, ГОСТ 9416-83;
- штангенциркуль тип ШЦ, (0-250) мм, ц.д.0,05 мм, ГОСТ 166-89;
- линейка поверочная тип ШД, КТ2, 3000 мм, ГОСТ 8026-92;
Сведения о методах измерений
Методы измерений приведены в:
ГОСТ 30413-96 «Дороги автомобильные. Методы определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием»;
ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»;
ОДН 218.0.006-2002 «Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог»;
«Комплекс измерительный передвижной дорожной лаборатории КП-514СМП. Руководство по эксплуатации. СДТ 423.00.00.000 РЭ».
Нормативные документы
Технические условия «Комплексы измерительные передвижных дорожных
лабораторий КП-514СМП. ТУ 4389-037-93000278-09».
Рекомендации к применению
- при выполнении работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.