Комплексы оценки сцепления аэродромные АКОС. Характеристики, описание, методика поверки.
Госреестр средств измерений РФ на основании сведений из ФГИС “АРШИН”

Комплексы оценки сцепления аэродромные АКОС

Основные
Тип АКОС
Срок свидетельства (Или заводской номер) 14.03.2029

Назначение

Комплексы оценки сцепления аэродромные АКОС (далее по тексту - комплексы) предназначены для измерений коэффициента сцепления искусственных покрытий аэродромов и дорог.

Описание

Принцип действия комплекса основан на измерении силы торможения двух специализированных колес (далее - СК), прокатывающихся по дорожному покрытию с заданным значением проскальзывания. Коэффициент сцепления (далее - КС) определяется как отношение силы торможения СК к нагрузке СК на поверхность. КС зависит от фрикционных свойств двух поверхностей - поверхности протектора СК и поверхности элементов лётного поля (ВПП, рулёжные дорожки и др).

Комплекс состоит из тележки оценки сцепления (далее - ТОС) и блока управления и индикации (далее - БУИ).

ТОС выполнена в виде двухколёсного закрытого шасси и состоит из корпуса с крышкой, двух СК с электромеханическим тормозом, блока управления торможением (БУТ), датчика силы торможения СК, аккумулятора, путевого/стояночного колеса.

БУИ выполнен в виде переносного блока и служит для получения информации о состоянии поверхности дорожного покрытия, хранения и отображения результатов измерений.

БУИ предназначен для управления режимами измерения ТОС, визуализации текущих значений коэффициента сцепления, формирования протоколов измерений, содержащих информацию, необходимую для принятия диспетчером решения о безопасной посадке/взлете воздушного судна.

Общий вид комплекса представлен на рисунке 1.

Для защиты от несанкционированного доступа выполнено пломбирование корпуса БУИ и БУТ с помощью пломбировочной печати. Схема пломбировки от несанкционированного доступа представлена на рисунке 3.

Для контроля характеристик комплекса в комплект ЗИП входит комплект метрологического обеспечения, состоящий из датчика образцового (ДО) АЦД/1Р-1/1И-2 и механических приспособлений.

Заводской номер в числовом формате наносится промышленным методом на шильдики, расположенные на корпусах ТОС, БУТ и БУИ. Нанесение знака поверки на средство измерений не предусмотрено.

Рисунок 1 - Общий вид комплекса оценки сцепления аэродромного АКОС: ТОС и БУИ

Рисунок 2 - Место нанесения заводского номера и знака утверждения типа СИ Схема пломбировки от несанкционированного доступа представлена на рисунке 3.

Пломбировочная чашка

а                                               б

Рисунок 3 - Схема пломбирования от несанкционированного доступа. а- блок управления торможением (БУТ), б - блок управления и индикации (БУИ)

Рисунок 4 - Комплект метрологического обеспечения

Программное обеспечение

В комплексе используется встроенное программное обеспечение (далее - ПО). ПО состоит из двух частей - модуля ПО ТОС и модуля ПО БУИ.

ПО недоступно для изменения вне заводских условий без использования специального оборудования производителя.

ПО ТОС предназначено для:

- аналого-цифрового преобразования и первичной обработки сигнала тензодатчика;

- выполнения расчёта коэффициента сцепления;

- передачи данных в БУИ по проводному интерфейсу RS-232.

ПО БУИ предназначено для:

- управления режимами измерения КС;

- хранения и отображения результатов измерений.

Уровень защиты ПО «Средний» в соответствии с Р 50.2.077-2014.

Влияние ПО на метрологические характеристики учтено при нормировании метрологических характеристик.

Таблица 1 - Идентификационные данные встроенного программного обеспечения

Идентификационные признаки

Значения

ПО ТОС

ПО БУИ

Идентификационное наименование ПО

ТОС.ехе

АКОС.ар

Номер версии (идентификационный номер) ПО

01.Х*

01.Х*

* Х- любое число от 0 до 99

Технические характеристики

Метрологические и технические характеристики комплекса приведены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2 - Метрологические характеристики

Наименование характеристики

Значение

Диапазон измерений коэффициента сцепления

от 0,05 до 1,00

Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений коэффициента сцепления

±0,01

Таблица 3 - Основные технические характеристики

Наименование характеристики

Значение

Параметры электропитания

- напряжение постоянного тока, В

12,3±0,5

Потребляемая мощность, В^А, не более

40

Продолжение таблицы 2

Наименование характеристики

Значение

Масса, кг, не более

- тележка оценки сцепления

250

- блок управления и индикации

7

Габаритные размеры, мм, не более - тележка оценки сцепления

- длина

2500

- ширина

1300

- высота

1200

- блок управления и индикации

- длина

274

- ширина

245

- высота

124

Условия эксплуатации

- температура окружающей среды, °С

- тележка оценки сцепления

от -40 до +50

- блок управления и индикации

от 0 до +50

- относительная влажность воздуха при температуре 25°С, %, не

98

более

от 700 до 1070

- атмосферное давление, гПа

Средний срок службы, лет

5

Средняя наработка до отказа, ч, не менее

500

Знак утверждения типа

наносится на титульный лист формуляра и руководства по эксплуатации типографским способом и промышленным методом на шильдики, расположенные на корпусах ТОС, БУТ и БУИ.

Комплектность

Таблица 4 - Комплектность средства измерений

Наименование

Шифр

Кол-во

Комплекс оценки сцепления аэродромный АКОС в

составе:

ГФКП.468213.003

1 шт.

- блок управления и индикации (БУИ);

ГФКП.468382.001

1 шт.

- тележка оценки сцепления (ТОС);

ГФКП.468322.001

1 шт.

- комплект ЗИП

ГФКП.468213.003ЗИ

1 шт.

Вспомогательное оборудование в составе ЗИП:

- ТОС. Комплект метрологического обеспечения

ГФКП.303781.001

1 шт.

Формуляр

ГФКП.468213.003 ФО

1 экз.

Руководство по эксплуатации

ГФКП.468213.003РЭ

1 экз.

Сведения о методах измерений

приведены в ГФКП.468213.003РЭ «Комплекс оценки сцепления аэродромный АКОС.

Руководство по эксплуатации», Раздел 5 «Использование изделия по назначению».

Нормативные документы

ГФКП.468213.003ТУ «Комплекс оценки сцепления аэродромный АКОС. Технические условия».

Развернуть полное описание