Назначение
 Модули навигационные НМ-1 предназначены для определения плановых координат и высот точек местности на маршруте как при движении транспортного средства, так и на его остановках.
Описание
 Модуль навигационный НМ-1 представляет собой комплекс возимой аппаратуры и размещается в фургоне на шасси автомобиля повышенной проходимости. В рабочем режиме фургон используется для размещения составных частей модуля навигационного НМ-1, аппаратнопрограммных средств управления, и экипажа из трех человек.
 Конструктивно модуль навигационный НМ-1 состоит из:
 - специализированного вычислительного устройства 1 (СВУ1), предназначенного для приема и обработки информации поступающей с приборов, входящих в ее состав, управления режимами работы сопряженных приборов, выдачи информации в формализованной форме на устройства передачи и хранения информации;
 - специализированного вычислительного устройства 2 (СВУ2), предназначенного для организации инженерных расчетов, постобработки полученных данных, каталогизации и хранения полученных данных, создания базовых средств автоматизации, повышения живучести информации посредством работы с зарегистрированными съемными накопителями;
 - бесплатформенной инерциальной навигационной системы на основе моноблока МБ-7-1МА (БИНС), предназначенного для начального определения местоположения и последующего непрерывного определения в реальном масштабе времени параметров местоположения и угловой ориентации объекта на стоянке и в движении, выдачи геодезических параметров потребителю;
 - комплекта спутниковой двухчастотной ГЛОНАСС/GPS геодезической аппаратуры (СГА), предназначенной для проведения топогеодезических работ, координатно-временного обеспечения выполнения работ, выполнения топографической съемки и инженерных проектноизыскательских работ;
 - выносного комплекта спутниковой двухчастотной ГЛОНАСС/GPS геодезической аппаратуры для базовой точки (СГА БТ), предназначенной для высокоточного определения координат точек земной поверхности «дифференциальным» методом в режимах реального времени и постобработки измерений;
 - устройства передачи координат (УПК), предназначенного для оперативного определения с заданной точностью координат и высот объектов, точек местности, азимутов ориентирных направлений. УПК является составным изделием, состоящим из дальномерноугломерного устройства (ДУУ) и лазерного гирокомпаса (ЛГК);
 - системы технического зрения (СТЗ), предназначенной для видео- и фотофиксации объектов на маршруте движения, получения метрической информации на объекты попадающие в поле зрения, решения задачи измерения координат по параметрам снимков при наличии телеметрической информации;
 - одометрической платы (ОП), предназначенной для считывания и дешифрирования электрических сигналов штатного одометра автомобильного шасси и для передачи полученных данных на СВУ1 посредством интерфейса RS-232.
 Принцип действия модулей навигационных НМ-1 основан на получении навигационных решений от БИНС, геодезического спутникового приемника сигналов космических аппаратов космических навигационных систем (КНС) ГЛОНАСС/GPS и компенсации ошибок БИНС на основе измерения скорости БИНС при остановках транспортного средства.
 Модули навигационные НМ-1 могут производить запись результатов измерений во внутреннюю память СВУ, результаты измерений приемников сигналов КНС ГЛОНАСС/GPS в зависимости от типа приемников могут записываться во внутреннюю флэш-память или на внешний накопитель - портативный компьютер.
 Модули навигационные НМ-1 используются в режиме реального времени при движении и на остановках и в режиме постобработки при проведении уравнивания результатов измерений.
 По устойчивости к климатическим воздействиям модули навигационные НМ-1 соответствуют категории размещения 4.1 климатического исполнения УХЛ по ГОСТ 15150-69.
 Внешний вид модуля навигационного НМ-1, а также место нанесения наклеек и места пломбировок от несанкционированного доступа приведены на рисунке 1.
 Место нанесения наклеек
 места пломбирования от несанкционированного доступа
 Рисунок 1
 Программное обеспечение
 Метрологически значимая часть программного обеспечения (ПО) модулей навигационных НМ-1 представляет программные продукты «ОСПО», «СПО». Идентификационные данные (признаки) метрологически значимой части ПО указаны в таблице 1.
 Таблица 1 - Идентификационные данные (признаки) метрологически значимой части ПО
  |   Наименование  ПО  |   Идентиф икацион-ное наименование ПО  |   Номер версии (идентификационный номер) ПО  |   Цифровой идентификатор ПО (контрольная сумма исполняемого кода)  |   Алгоритм вычисления цифрового идентификатора  ПО  | 
 |   «ОСПО»  |   «ОСПО 1.0»  |   1.0  |   1С5А4197  |   CRC32  | 
 |   «СПО»  |   «СПО 1.0»  |   1.0  |   13B7FDE4  |   CRC32  | 
 
  Метрологически значимая часть ПО размещается в энергонезависимой части памяти микроконтроллера, запись которой осуществляется в процессе производства. Доступ к микроконтроллеру исключён конструкцией аппаратной части навигационного модуля НМ-1.
 Защита ПО от непреднамеренных и преднамеренных изменений соответствует уровню «А» по МИ 3286-2010.
 Технические характеристики
 Предел допускаемой средней квадратической погрешности (СКП) определения плановых координат и высот точек местности, м:
 - в автономном режиме (инерциальный режим) при движении транспортного средства по маршруту и на его остановках                                                        15;
 - в автономном режиме (инерциальный режим) при движении транспортного средства по маршруту и на его остановках и замыкании маршрута на точке с известными плановыми координатами и высотой, предел допускаемой СКП которых 0,1 м относительного исходного геодезического пункта и послерейсовым уравниванием результатов измерений                   1;
 - в комплексном режиме при коррекции показаний сигналами космических навигационных систем Г ЛОНАСС/GPS                                                     1.
 Потребляемая мощность, ВА, не более                                         300.
 Диапазон рабочих температур, °С                                 от минус 20 до 40.
 Знак утверждения типа
 Знак утверждения типа наносится типографским способом на титульный лист руководства по эксплуатации и на корпус СВУ2 методом наклеивания.
 Комплектность
 Комплект поставки включает:
 - специализированное вычислительное устройство (СВУ1) - 1 комплект;
 - специализированное вычислительное устройство (СВУ2) - 1 комплект;
 - бесплатформенная инерциальная навигационная система на основе моноблока МБ-7-1МА (БИНС) - 1 шт.;
 - комплект спутниковой двухчастотной ГЛОНАСС/GPS геодезической аппаратуры (СГА) - 1 комплект;
 - выносной комплект спутниковой двухчастотной ГЛОНАСС/GPS геодезической аппаратуры для базовой точки (СГА БТ) - 1 комплект;
 - устройство передачи координат (УПК) - 1 комплект;
 - система технического зрения (СТЗ) - 1 шт.;
 - одометрическая плата (ОП) - 1 шт.;
 - общесистемное ПО (ОСПО) - 1 шт.;
 - специальное ПО (СПО) - 1 шт.;
 - комплект эксплуатационной документации - 1 комплект;
 - комплект ЗИП - 1 комплект;
 - методика поверки - 1 шт.
 Поверка
 осуществляется по документу «Инструкция. Модули навигационные НМ-1. Методика поверки», утвержденному руководителем ГЦИ СИ ФБУ «ГНМЦ Минобороны России» 12.10.2012 г.
 Основное средство поверки:
 - аппаратура геодезическая спутниковая двухчастотная двухсистемная ГЛОНАСС/GPS «СУРА-К» (регистрационный № 28457-04): среднее квадратическое отклонение измерений приращений координат в плане и по высоте, мм, не более: при работе в двух частотных поддиапазонах в режиме «Кинематика» в плане 10+1-10‘6-D, по высоте 20+1-10‘6-D; при работе в одном частотном поддиапазоне в режиме «Кинематика» в плане 15+b10-6^D, по высоте 15+1 • 10-6<D, где D - значение длины базовой линии, мм.
 Сведения о методах измерений
 Модуль навигационный НМ-1. Руководство по эксплуатации ГЕКН 401233.001 РЭ.
 Нормативные документы
 ГОСТ 15150-69. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.
 Модуль навигационный НМ-1 для комплекса ПНГК-1. Технические условия ГЕКН.401233.001 ТУ.
 Рекомендации к применению
 Деятельность в области обороны и безопасности государства, в том числе для решения целевых задач топографических частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации и оперативного решения задач навигационно-геодезического обеспечения войск в режиме времени, близком к реальному.