О мерах по повышению безопасности единичных транспортных средств
МОСКВА, 22 февраля 2023 г. – В связи с распространением в некоторых средствах массовой информации недостоверной и не соответствующей действительности информации о мерах, принимаемых в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации единичных транспортных средств, включая автомобили в рамках «параллельного импорта», Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) сообщает.
Ввозимые на территорию Российской Федерации единичные транспортные средства подлежат оценке соответствия согласно положениям ГОСТ 33670-2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия». Данный документ предусматривает обязательное предоставление автомобиля в аккредитованную лабораторию для проведения испытаний в целях оценки безопасности и оформления по результатам проведения экспертизы свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств (СБКТС). Если автовладельцу предлагают оформить СБКТС «дистанционно», то это является грубым нарушением правил проведения оценки соответствия и такой СБКТС подлежит отмене, в том числе в порядке надзора.
Росстандарт на регулярной основе осуществляет выборочный мониторинг правильности оформления СБКТС. В случае выявления нарушений при оформлении СБКТС, с учётом положений технического регламента ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», ведомством принимаются меры реагирования, вплоть до исключения СБКТС из реестра (аннулирования СБКТС). Такая ситуация возможна, например, в связи с оформлением СБКТС испытательной лабораторией, не имеющей полной области аккредитации в соответствии с ГОСТ 33670-2015, или с оформлением СБКТС без проведения испытаний (исследований, измерений) по одному из обязательных требований (тормозные системы, светотехника).
Владельцы транспортных средств, СБКТС в отношении которых был отменен, должны обратиться в любую аккредитованную испытательную лабораторию для оформления нового СБКТС (перечень таких лабораторий размещен на официальном сайте Росаккредитации). Такое транспортное средство будет считаться не проходившим оценку соответствия, соответственно, не выпущенным в обращение на рынке. Кроме того, автовладелец, столкнувшийся с отменой СБКТС, вправе предъявить претензии такой недобросовестной лаборатории, в том числе в судебном порядке.
Следует отметить, что в течение 2022 года в Российской Федерации оформлено 326 592 документа о подтверждении соответствия единичных транспортных средств (315 797 СБКТС и 10 795 заключений об оценке единичных транспортных средств (т.н. «параллельный импорт») в соответствии с Правилами применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2022 года № 855). При этом признано недействующими
10 СБКТС.
Техническим регламентом установлены минимальные требования безопасности в отношении транспортных средств. В этой связи указанное решение об аннулировании СБКТС продиктовано интересами безопасности участников дорожного движения в связи с тем, что безопасность транспортных средств, на которые были оформлены указанные СБКТС, не была подтверждена.
Росстандартом совместно с Минэкономразвития России, Росаккредитацией, ГНЦ ФГУП «НАМИ» и АО «Электронный паспорт» ведется работа по урегулированию ситуации на рынке оценки соответствия единичных транспортных средств, в частности, проводится работа по введению нормативов оценки соответствия единичных транспортных средств, в том числе путем их включения в перечень лучших практик систем менеджмента качества испытательных лабораторий, осуществляющих деятельность на данном рынке, разработан Кодекс добросовестного поведения аккредитованных испытательных лабораторий, осуществляющих деятельность в этой области. Кодекс также включает в себя Методику расчета значения пропускной способности испытательной лаборатории при проведении работ по оценке соответствия единичных транспортных средств. Присоединиться к данному Кодексу может любая испытательная лаборатория, осуществляющая деятельность по оценке соответствия единичных транспортных средств. Подписание Кодекса запланировано на I квартал 2023 года на площадке Ассоциации автомобильных инженеров. О данной работе ведомства рассказал на 113-й Международной конференции Ассоциации Автомобильных Инженеров (ААИ) заместитель руководителя ведомства Александр Кузьмин в декабре 2022 года. Более подробно ознакомиться с информацией можно в публикации на официальном сайте Росстандарта.