Назначение
 Система автоматизированная информационно-измерительная «МАРС МЕРА 3М» (далее - Система) предназначена для измерений параметров авиационных двигателей (силы от тяги двигателей, давления газа (воздуха), жидкостей, температуры газа (воздуха), рабочих жидкостей (топлива, масла), частоты вращения роторов, массового расхода топлива, вибрации корпусов двигателей и относительной влажности воздуха) при испытаниях на стенде № 20 ОАО «НПО «САТУРН», г. Рыбинск.
Описание
 Система имеет модульную конструкцию, включающую в себя датчики, кондиционеры сигнала, аналого-цифровые преобразователи и цифровую аппаратуру «верхнего уровня» (специализированные платы, компьютеры со специализированным программным обеспечением, мониторы).
 Принцип работы Системы заключается в преобразовании измеряемых параметров газотурбинных двигателей (ГТД) датчиками в соответствующие электрические сигналы, преобразовании электрических сигналов в цифровые коды и передаче последних в персональный компьютер (ПК) верхнего уровня Системы для дальнейшего преобразования их в цифровые коды упомянутых физических величин.
 Модификации Системы отсутствуют.
 Конструктивно Система состоит из 7-ми модулей, включающих в себя соответствующие измерительные каналы (ИК):
 -    модуль измерений силы от тяги двигателя (МИС);
 -    модуль измерений массового расхода топлива (МИРТ);
 -    модуль измерений давления газа (воздуха) и жидкостей (МИД);
 -    модуль измерений температур газа (воздуха), жидкостей (МИТ);
 -    модуль измерений частоты вращения роторов (МИЧВР);
 -    модуль измерений вибрации (МИВб);
 -    модуль измерений относительной влажности воздуха (МИВ).
 Часть ИК не содержит первичных преобразователей, которые поставляются в составе испытываемого двигателя и подсоединяются к Системе только на период испытаний (например, МИЧВР, МИВб, МИТ - частично). Максимальное суммарное количество ИК по всем измерительным модулям составляет 31.
 МИС содержит следующие элементы:
 -    динамометрическую платформу (ДМП), опирающуюся на 4-е упругие ленты;
 -    рабочий тензорезисторный датчик силы типа 2ТВС-20, работающий на сжатие. Питание датчика и аналого-цифровое преобразование его выходного сигнала осуществляется измерительным модулем МС-212;
 -    рычаг и градуировочные гири, предназначенные для градуировки МИС и создания силы подзагрузки на ДМП.
 Сила от тяги двигателя, приложенная к ДМП, уравновешивается силой реакции рабочего датчика. Его выходной сигнал, пропорциональный силе от тяги, преобразуется в пропорциональный цифровой код с последующим вычислением компьютером значений измеряемого сигнала по известной градуировочной характеристике ИК, результаты измерений индицируются на мониторе, архивируются и оформляются в виде протоколов.
 МИРТ включает в свой состав расходный бак (РБ), рычажную систему (РС), связывающую РБ с весовой головкой (ВГ), а также электронный блок замера расхода топлива (КЗРТ). Последний вырабатывает сигналы «Старт», «Стоп» при прохождении стрелки ВГ соответствующих точек шкалы ВГ. Упомянутые сигналы через модуль МС-401 поступают в компьютер, где преобразуются в цифровой код интервала времени, соответствующего выработке номинальной массы топлива из РБ. Отношение указанной номинальной массы топлива к интервалу времени, равное массовому расходу топлива, определяется в компьютере верхнего уровня с последующим вычислением компьютером значений измеряемого сигнала по известной градуировочной характеристике ИК. Результаты измерений индицируются на мониторе, архивируются и оформляются в виде протоколов.
 МИД предназначен для измерений давления воздуха на входе в двигатель и давления газа и жидкостей по тракту двигателя. МИД включает в свой состав датчики давления моделей Сапфир 22ДД (измерение полного и статического давления на входе в двигатель), Сапфир 22ДИ (измерение избыточных давлений газа и жидкости по тракту двигателя). Токовые сигналы с выходов датчиков Сапфир 22 поступают в модуль МС-227С, где преобразуются в соответствующие цифровые коды. Последние (совместно с цифровым кодом барометра) поступают в компьютер верхнего уровня, где по известным градуировочным характеристикам ИК вычисляются значения измеряемых сигналов. Результаты измерений индицируются на мониторе, архивируются и оформляются в виде протоколов.
 МИТ предназначен для измерений температур воздуха на входе в двигатель, газа за турбиной и рабочих жидкостей. МИТ включает в себя:
 -    ИК электрического напряжения постоянного тока (на базе модуля МС 227К) работает с термопарой (ТП) типа Т-99-3 и колодкой компенсационной ПК-9Б, расположенными на двигателе. Электрическое напряжение с выхода ТП и ПК-9Б, соответствующее температуре газа за турбиной ГТД, поступает на вход модуля МС 227К, где преобразуются (с поправкой на температуру «холодных» спаев) в соответствующий цифровой код с последующим вычислением компьютером значений измеряемого сигнала по известной градуировочной характеристике ИК. Результаты измерений индицируются на мониторе, архивируются и оформляются в виде протоколов.
 -    ИК температуры воздуха на входе в двигатель и жидкостей по тракту двигателя состоят из ИК электрических сопротивлений (на базе модулей МС 227R) и термометров сопротивления (ТС) типа П77 или П63 соответственно. Электрическое сопротивление ТС, соответствующее измеряемой температуре, преобразуется в напряжение постоянного тока и поступает в компьютер верхнего уровня, где преобразуются в соответствующий цифровой код с последующим вычислением компьютером значений измеряемого сигнала по известной градуировочной характеристике ИК. Результаты измерений индицируются на мониторе, архивируются и оформляются в виде протоколов.
 МИЧВР содержит ИК напряжения переменного тока (на базе модулей MC-451). Частотный сигнал с выхода датчика типа ДТЭ-5Т (ДТЭ-6Т), расположенного на двигателе, соответствующий частоте вращений ротора компрессора двигателя, поступает на вход модуля измерения частоты MC-451. Цифровые коды с выхода модуля MC-451, соответствующие частоте сигнала, поступают в компьютер верхнего уровня Системы, с последующим вычислением компьютером значений измеряемого сигнала по известной градуировочной характеристике ИК. Результаты измерений индицируются на мониторе, архивируются и оформляются в виде протоколов.
 МИВб содержит ИК динамических сигналов (на базе модуля МС-201) и датчики вибраций типа МВ-25БВ, расположенные на двигателе. Аналоговые выходные сигналы датчика поступают на вход модуля МС-201, где преобразуются в соответствующий цифровой сигнал. Последний поступает в компьютер верхнего уровня Системы, с последующим вычислением компьютером значений измеряемых сигналов, где подвергаются быстрому преобразованию Фурье с выделением амплитуды спектральной составляющей виброскорости на роторной частоте.
 Результаты измерений индицируются на мониторе, архивируются и оформляются в виде протоколов.
 МИВ состоит из измерителя влажности и температуры ИВТМ-7, который по сетевому протоколу передает соответствующие цифровые данные в компьютер верхнего уровня Системы, где эти данные преобразуются в соответствующий цифровой код с последующим вычислением компьютером значений измеряемого сигнала по известной градуировочной характеристике ИВТМ-7. Результаты измерений индицируются на мониторе, архивируются и оформляются в виде протоколов.
 Общий вид Системы представлен на рисунке 1.
 Схема пломбировки от несанкционированного доступа приведена на рисунке 2.
Программное обеспечение
 Программное обеспечение (далее - ПО) Системы разделено на метрологически значимую и незначимую части, реализовано в пакете обработки сигналов «Магнитограф» (ПОС-М 2.28b), установлено на аппаратуре верхнего уровня и является встроенным. Идентификационным признаком ПО служит номер версии, который отображается в заголовке главного окна ПО и в специальном окне с информацией о ПО, которое может быть вызвано через главное меню ПО. Конструкция Систем исключает возможность несанкционированного влияния на ПО СИ и измерительную информацию. Уровень защиты ПО от непреднамеренных и преднамеренных воздействий в соответствии с Р 50.2.077-2014 - «высокий». Используемое ПО защищено проверкой файла лицензии и паролем, с заданной периодичностью выполняется резервное копирование файлов данных. Программный ключ защиты исполняемых файлов и файлов данных поставляется на внешней съемной флэш-памяти.
 Идентификационные данные (признаки) метрологически значимой части ПО указаны в таблице 1.
 Таблица 1
  |   Идентификационные данные (признаки)  |   Значение  | 
 |   Идентификационное наименование ПО  |   Пакет обработки сигналов «ПОС-М»  | 
 |   Номер версии (идентификационный номер) ПО (контрольная сумма исполняемого кода)  |   v2.30b 2004  | 
 |   Цифровой идентификатор ПО  |   ee6b397e8a439fce25c8ac99ba7d5bd6  | 
 |   Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПО  |   md5  | 
 |   Примечания  1 ПО не может быть модифицировано, загружено или прочитано через какой-либо интерфейс после опломбирования  | 
 
 
Технические характеристики
 Основные метрологические и технические характеристики Системы приведены в таблице 2.
 Таблица 2
  |   Измеряемые параметры, количество измерительных каналов (ИК), единицы измерения  |   Диапазон  измерений  |   Пределы допускаемой относительной (абсолютной*) погрешности  | 
 |   Сила от тяги, 1 ИК, кН  |   от 0,05 до 127  |   ±0,5 % от 0,5 Rmax 1) ±0,5 % ИЗ2)  | 
 |   Массовый расход топлива, 1 ИК, кг/c  |   от 0,2 до 1,6  |   ±0,5 % от 0,5 Gmax3) ±0,5 % ИЗ4)  | 
 |   Перепад между атмосферным и полным давлением воздуха на входе в ГТД, 1 ИК, кПа  |   от 0 до 2,5  |   ±0,05*  | 
 |   Перепад между атмосферным и статическим давлениями на входе в ГТД, 2 ИК, кПа  |   от 0,1 до 25  |   ±(0,064.. .0,082) * 5)  | 
 
   |   Измеряемые параметры, количество измерительных каналов (ИК), единицы измерения  |   Диапазон  измерений  |   Пределы допускаемой относительной (абсолютной*) погрешности  | 
 |   Перепад давления газа по тракту ГТД относительно атмосферного давления,  7 ИК, кПа  1    ИК, кПа  2    ИК, кПа  |   от 0 до 160 от 0 до 600 от 0 до 2500  |   ±0,5 % ВП6)  | 
 |   Перепад давления жидкостей относительно атмосферного давления,  1    ИК, кПа  2    ИК, кПа  1 ИК, МПа 1 ИК, МПа  |   от 0 до 250 от 0 до 600 от 0 до 10 от 0 до 25  |   ±1,0 % ВП6)  | 
 |   Атмосферное давление, (1 ИК), кПа  |   от 60 до 110  |   ±0,067*  | 
 |   Температура воздуха на входе в двигатель, 1 ИК, °С (К)  |   от минус 40 до плюс 40 (от 233 до 313)  |   ±0,5 % ИЗ  | 
 |   Температура рабочих жидкостей, 3 ИК, °С  |   от минус 60 до плюс 120  |   ±1,5 % ВП  | 
 |   Электрическое напряжение постоянного тока, соответствующее значениям температуры газа за турбиной ГТД, 1 ИК, мВ  |   от 0 до 2500  |   ±0,08 % ВП - по напряжению (±1 % ВП -по температуре, с учетом погрешности 1111)  | 
 |   Частота переменного тока, соответствующая частоте вращения ротора компрессора, 2 ИК, Гц  |   от 0,2 до 100  |   ±0,001 % ВП - по частоте переменного тока (±0,15 % ВП - по частоте вращения ротора с учетом погрешности 1111)  | 
 |   Напряжение динамических сигналов, соответствующее значениям вибрационной скорости корпуса ГТД, 3 ИК, В  |   от 0,02 до 8,5  |   ±0,5 % ВП - по амплитуде электрического напряжения ((10 -12) % ВП - по амплитуде вибрационной скорости корпусов ГТД на роторной частоте, с учетом погрешности 1111)  | 
 |   Относительная влажность воздуха на входе в двигатель, 1 ИК, %  |   от 15 до 95  |   ±2 %  | 
 
  Примечания:
 1)    В диапазоне (0 - 0,5)Rmax;
 2)    В диапазоне (0,5 - 1,0)Rmax;
 3)    В диапазоне (0 - 0,5)Gmax;
 4)    В диапазоне (0,5 - 1,0)Gmax;
 5)    Расчетный предел погрешности измерений параметра с учетом регламентируемых пределов погрешностей измерений перепада между атмосферным и полным давлением воздуха и полным и статическим давлениями на входе в ГТД;
 6)    С учетом погрешности измерений атмосферного давления.
 Rmax - верхний предел (ВП) диапазона измерений силы;
 Gmax - ВП диапазона измерений массового расхода топлива;
 ИЗ - измеряемое значение;
 1111 - первичный преобразователь.
 Технические характеристики системы приведены в таблице 3.
 Таблица 3
  |   Наименование характеристики  |   Значение характеристики  | 
 |   Диапазон рабочих температур, °С  -    в пультовой  -    в испытательном боксе  |   от плюс 10 до плюс 30 от минус 40 до плюс 40  | 
 |   Параметры электрического питания от сети переменного тока:  -    напряжение, В  -    частота, Гц  -    потребляемая мощность, кВ А  |   от 187 до 242 от 49 до 51 10  | 
 |   Г абаритные размеры (ширина х длина х высота), м, не более:  |   | 
 |   - модуль измерения силы  |   3x7x5  | 
 |   - модуль измерения массового расхода топлива  |   0,7х0,7х0,7  | 
 |   - модуль измерения давления  |   0,5х0,5х0,5  | 
 |   - модуль измерения температуры  |   0,5х0,5х0,5  | 
 |   - модуль измерения относительной влажности  |   0,3x0,3x0,34  | 
 |   - модуль измерения частоты вращения роторов  |   0,3x0,3x0,34  | 
 |   - модуль измерения вибрационной скорости  |   0,3х0,3х0,3  | 
 
 
Знак утверждения типа
 наносится графическим способом на таблички, закрепленные на стойках Систем и типографским способом на титульный лист руководства по эксплуатации.
Комплектность
 Комплектность Системы приведена в таблице 4.
 Таблица 4
  |   Наименование  |   Кол-во  |   Примечание  | 
 |   Динамометрическая платформа (ДМП)  |   1  |   В составе МИС  | 
 |   Рычаг  |   1  |   В составе МИС  | 
 |   Датчик силы рабочий типа 2ТВС20  |   2  |   В составе МИС  | 
 |   СЗРТ с весовой головкой ГАП-5-983, ГАП-5-1465  |   1  |   В составе МИРТ  | 
 |   Датчики дифференциального давления Сапфир-22М-Ех-ДД-2430-02-У2-0,25/2,5 кПа (6,3; 10 кПа), Сапфир-22М-Ех-ДД-2430-02-У2-0,25/16к Па (25; 40кПа)  |   3  |   В составе МИД  | 
 |   Датчик избыточного давления типа Сапфир-22М-Ех-ДИ-2140-02-У2-0,25/160 кПа (40; 250 кПа)  |   7  |   В составе МИД  | 
 
   |   Наименование  |   Кол-во  |   Примечание  | 
 |   Датчик избыточного давления типа Сапфир-22М-Ех-ДИ-2140-02-У2-0,5/250 кПа (40; 250 кПа)  |   1  |   В составе МИД  | 
 |   Датчик избыточного давления типа Сапфир-22М-Ех-ДИ-2150-02-У2-0,25/600 кПа (400; 2500 кПа)  |   1  |   В составе МИД  | 
 |   Датчик избыточного давления типа Сапфир-22М-Ех-ДИ-2150-02-У2-0,25/2500 кПа (400; 2500 кПа)  |   2  |   В составе МИД  | 
 |   Датчик избыточного давления типа Сапфир-22М-Ех-ДИ-2150-02-У2-0,5/600 кПа (400; 2500 кПа)  |   2  |   В составе МИД  | 
 |   Датчик избыточного давления типа Сапфир-22М-Ех-ДИ-2160-02-У2-0,5/10 МПа (2,5; 16 МПа)  |   1  |   В составе МИД  | 
 |   Датчик избыточного давления типа Сапфир-22М-Ех-ДИ-2170-02-У2-0,5/25 МПа (16; 100 МПа)  |   1  |   В составе МИД  | 
 |   Барометр регистрирующий сетевой БРС-1  |   1  |   В составе МИД  | 
 |   Термометры сопротивления П-77, Класс B  |   4  |   В составе МИТ  | 
 |   Термометры сопротивления П-63, Класс B1  |   2  |   В составе МИТ  | 
 |   Измеритель влажности и температуры ИВТМ-7  |   1 на 3 стенда  |   В составе МИВ  | 
 |   Измерительный модуль типа МС-401  |   5  |   В составе МИРТ  | 
 |   Измерительный модуль типа МС-212  |   1  |   В составе МИС  | 
 |   Измерительный модуль типа МС-227С  |   2  |   В составе МИД  | 
 |   Измерительный модуль типа МС-227Я  |   1  |   В составе МИТ  | 
 |   Измерительный модуль типа МС-227K  |   2  |   В составе МИТ  | 
 |   Измерительный модуль типа МС-451  |   1  |   В составе МИЧВР  | 
 |   Измерительный модуль типа МС-201  |   1  |   В составе МИВб  | 
 |   Источник бесперебойного питания UPS  |   1  |   | 
 |   Усилитель - разветвитель сети HUB  |   1  |   | 
 |   Шкаф (стойка) СВТ  |   1  |   | 
 |   Кондиционер частотного сигнала  |   2  |   | 
 |   Блок питания датчиков давления 22БП36  |   9  |   | 
 |   Операторская станция на базе компьютера типа Pentium  |   1  |   | 
 |   Руководство по эксплуатации РЭ МАРС-МЕРА 3М  |   1  |   | 
 |   Методика поверки МП МАРС МЕРА 3М  |   1  |   | 
 
 
Поверка
 осуществляется в соответствии с документом МП МАРС МЕРА 3М «Система автоматизированная информационно-измерительная «МАРС МЕРА 3М». Методика поверки, утвержденным ГЦИ СИ ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» 24 .09.2015 г., ФГУП «ВНИИМС»
 30.09.2015 г.
 Идентификационные данные, а также процедура идентификации программного обеспечения приведены в разделе 3.5 документа «Руководство по эксплуатации. РЭ МАРС-МЕРА 3М»
 Знак поверки наносится на свидетельство о поверке средств измерений, так как условия эксплуатации Системы не обеспечивают его сохранность в течение всего интервала между поверками при нанесении на Систему.
 Основные средства поверки:
 -    Датчики весоизмерительные тензорезисторные Т2 (Госреестр № 53838-13) совместно с прибором весоизмерительным Микросим-06 (Госреестр № 25939-03).
 -    Гири массой 100 кг, класс точности М1 по ГОСТ OIML R111-1 -2009.
 -    Мегаомметр Ф4102/2-1М (Госреестр № 9225-88).
 -    Аппарат испытания диэлектриков АИД-70 (Г осреестр № № 34031-12).
 -    Вольтметр универсальный цифровой В7-38 (Госреестр № 8730-82).
 -    Уровень электронный с микроподачей ампулы Carl Zeiss (Госреестр № 10084-85).
 -    Термометр ртутный стеклянный лабораторный (Госреестр № 303-91).
 -    Набор гирь образцовые 4-го разряда ГО-4-1110, КГО-4-5 (Госреестр № 5603-76).
 -    Калибратор давления DPI-610 с внешним преобразователем избыточного давления (Г осреестр № 16347-09).
 -    Калибратор могофункциональный TRX-IIR (Госреестр № 42789-09).
 -    Весы электронные лабораторные AD-5 (Госреестр № 31028-06).
 -    Генератор сигналов низкочастотный прецизионный Г3-110 (Госреестр № 5460-76).
 -    Вольтметр универсальный В7-46/1 (Госреестр № 11204-88).
 -    Линейка измерительная металлическая с пределом измерения 500 мм, (Г осреестр № 20048-00).
Сведения о методах измерений
 Руководство по эксплуатации «Система автоматизированная информационноизмерительная «МАРС МЕРА 3М». РЭ МАРС МЕРА 3М», раздел 4.
 Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к системе автоматизированной информационно-измерительной «МАРС МЕРА 3М»
 1    ОСТ 1 01021-93 Стенды для испытаний авиационных двигателей в наземных условиях. Общие технические требования;
 2    ОТУ-2012 Общие технические условия на изготовление, ремонт, приёмку и поставку авиационных двигателей для воздушных судов;
 3    Техническая документация изготовителя.