Назначение
Система автоматизированная информационно-измерительная МБДА.2527.0300.000 (далее - АИИС) предназначена для измерений параметров при испытаниях авиационных двигателей: частоты переменного тока, соответствующей частоте вращения роторов; давления жидкостей и газов; температуры жидкостей и газов; напряжения постоянного тока, соответствующего значениям температуры жидких и газообразных сред в диапазоне преобразований первичных измерительных преобразователей (ПИП) термоэлектрического типа ХА(К); амплитуды виброперемещений, соответствующих заряду на выходе датчика виброускорения; амплитуды виброскоростей, соответствующих заряду на выходе датчика виброускорения; относительной влажности атмосферного воздуха; массового расхода топлива; силы от тяги двигателя, а также для отображения результатов измерений и расчетных величин и их регистрации в ходе проведения испытаний газотурбинных двигателей (ГТД) серии CFM56 на стенде № 27 ПАО «ОДК-Сатурн».
Описание
Принцип действия АИИС основан на передаче параметров электрических сигналов (напряжение постоянного и переменного тока, сила постоянного тока, частота переменного тока, электрический заряд) и электрических цепей (сопротивление постоянному току) с выходов ПИП через нормализаторы в измерительные модули, с преобразованием в этих модулях параметров электрических сигналов и электрических цепей в цифровую форму и дальнейшей передачей через локальную вычислительную сеть (ЛВС) для обработки и регистрации средствами вычислительной техники.
Конструктивно АИИС состоит из:
- ПИП (МИДА-ДИ-15 рег. № 50730-17, БРС-1М-2 рег. № 16006-97, ИПТВ-206/М3-03 рег. № 16447-08, ПДЭ-020И рег. № 58668-14), установленных на авиационном двигателе, на испытательном стенде и в испытательном боксе;
- кабелей для передачи сигналов от ПИП;
- шкафа кроссового двигателя (ШКД);
- статива датчиков давления (СДД);
- шкафа кроссового АИИС (ШКАИИС);
- стойки АИИС (СПАИИС);
- автоматизированных рабочих мест (АРМ).
Функционально система включает в себя следующие измерительные каналы: - ИК частоты переменного тока, соответствующей частоте вращения валов;
- ИК абсолютных, избыточных и разности давлений газообразных и жидких сред;
- ИК температуры жидкостей и газов;
- ИК напряжения постоянного тока, соответствующего значениям температуры жидких и газообразных сред в диапазоне преобразований ПИП термоэлектрического типа ХА(К);
- ИК амплитуды виброперемещений, соответствующих заряду на выходе датчика виброускорения;
- ИК амплитуды виброскоростей, соответствующих заряду на выходе датчика виброускорения;
- ИК относительной влажности атмосферного воздуха;
- ИК массового расхода топлива;
- ИК силы от тяги двигателя.
ИК частоты переменного тока, соответствующей частоте вращения валов
Частотные сигналы с выходов ПИП, установленных на двигателе, поступают в ШКД на коммутационные элементы и затем на нормализаторы сигналов МЕ-402. Сигналы в виде прямоугольных импульсов далее через коммутационные элементы в ШКАИИС и в СПАИИС поступают на входы установленного в MIC-236 модуля измерения частот импульсных сигналов MR-452, где преобразуются в цифровые коды частоты. Последние передаются через ЛВС в компьютер АРМ АИИС, где с использованием градуировочной зависимости для каждого канала преобразуются в цифровые коды частот вращения роторов двигателя.
ИК абсолютных, избыточных и разности давлений газообразных и жидких сред
В эту группу входит 21 измерительный канал. ИК давления топлива на входе в двигатель реализован на основе установленного в испытательном боксе ПИП Keller PR-33XEi/4,5bar из состава DAS-2-27/28. ИК давления воздуха на стартёр реализован на основе установленного в испытательном боксе ПИП Pressure Systems Inc, p/n: 27-342-30100 из состава DAS-2-27/28. ИК атмосферного давления реализован на основе установленного в СПАИИС барометра рабочего сетевого БРС-1М-2. Другие десять ИК этой группы реализованы на основе установленных в СДД ПИП МИДА-ДИ-15, из которых два ПИП обеспечивают измерение давления абсолютного, а восемь - давления избыточного. Остальные восемь ИК данной группы реализованы на основе установленных в СДД ПИП ПДЭ-020И, обеспечивающих измерение давления избыточного и разрежения. Все двадцать один ИК этой группы реализованы на основе ПИП, передающих результаты измерений соответствующих параметров в цифровой форме. Результаты измерений от ПИП «Keller PR-33XEi/4,5bar» и ПИП «Pressure Systems Inc, p/n: 27-342-30100» поступают в цифровой форме в компьютер верхнего уровня систем DAS-2-27/28, откуда они затем передаются через ЛВС на АРМ АИИС для регистрации, обработки и представления оператору. Результаты измерений от остальных ПИП поступают в цифровой форме через ЛВС непосредственно на АРМ АИИС для регистрации, обработки и представления оператору.
ИК температуры жидкостей и газов
В эту группу входит 12 измерительных каналов. Семь ИК данной группы (температуры топлива у стендового расходомера, температуры воздуха на стартёр, температуры воздуха на входе вентилятора в пяти точках) реализованы средствами систем DAS-2-27/28. Каждый из этих ИК реализован на основе установленного в испытательном боксе ПИП, представляющего собой термопреобразователь сопротивления Овен ДТС. Выходные аналоговые сигналы с термопреобразователей сопротивлений (падения напряжений на сопротивлениях термопреобразователей, питаемых постоянным током от платы VXI VT 1505A) оцифровываются платой VXI VT1419A. Далее эти цифровые коды преобразуются в компьютере верхнего уровня DAS-2-27/28 с учетом градуировочных характеристик каналов в цифровые коды температуры, которые затем передаются через ЛВС на АРМ АИИС. Восьмой ИК этой группы - температуры внутри испытательного блока - реализован на основе установленного в СДД ПИП ИПТВ-206/М3-03, выходной сигнал которого в форме величины постоянного тока в диапазоне от 4 до 20 мА через кабельную систему передаётся на вход модуля MR-114C2, входящего в состав комплекса измерительного магистрально-модульного MIC-236, установленного в СПАИИС. Аналоговый сигнал оцифровывается модулем MR-114C2, и далее цифровые коды передаются через ЛВС от MIC-236 в АРМ АИИС для преобразования в значения температуры, регистрации и представления оператору. Два ИК температуры топлива на входе в двигатель реализованы на основе ПИП Овен ДТС105М, представляющих собой термопреобразователи сопротивления, оснащённые нормирующими преобразователями сопротивления в постоянный ток в диапазоне от 4 до 20 мА. Выходные аналоговые сигналы в форме постоянного тока через коммуникационные элементы подаются на входы модуля MR-114C2, входящего в состав комплекса измерительного магистрально-модульного MIC-236, установленного в СПАИИС. Аналоговый сигнал оцифровывается модулем MR-114C2, и далее цифровые коды передаются через ЛВС от MIC-236 в АРМ АИИС для преобразования в значения температуры, регистрации и представления оператору. Два ИК температуры подкапотного пространства реализованы на основе термоэлектрических преобразователей ТД701С. Выходные сигналы ПИП поступают на входы соответствующих каналов комплекса измерительного магистрально-модульного MIC-140/48, установленного на адаптере двигателя. В MIC-140/48 выполняется преобразование напряжений в цифровые коды и пересчёт их через градуировочных характеристик каналов в цифровые коды температур, которые затем передаются через ЛВС на АРМ АИИС для регистрации, обработки и представления оператору.
ИК напряжения постоянного тока, соответствующего значениям температуры жидких и газообразных сред в диапазоне преобразований ПИП термоэлектрического типа ХА(К)
В каждом из трех ИК этой группы напряжение постоянного тока от термоэлектрического преобразователя, установленного на двигателе, поступает на вход соответствующего канала комплекса измерительного магистрально-модульного MIC-140/48, установленного на адаптере двигателя. В MIC-140/48 выполняется преобразование напряжений в цифровые коды, которые затем передаются через ЛВС на АРМ АИИС для регистрации, обработки и представления оператору.
ИК амплитуды виброперемещений, соответствующих заряду на выходе датчика виброускорения
В каждом из четырёх ИК этой группы (5B_VIBNo1B_N1, 5B_VIBFFCC_N1, 7B_VIBNo1B_N1, 7B_VIBCCFFV_N1) косвенным методом измеряется амплитуда 1-й гармоники виброперемещений ротора низкого давления ГТД CFM56-5B (ИК 5B_VIBNo1B_N1, 5B_VIBFFCC_N1) или ГТД CFM56-7B (ИК 7B_VIBNo1B_N1, 7B_VIBCCFFV_N1). Результаты измерений формируются в реальном времени испытаний путём расчётов, выполняемых ПО «МОРИ», входящего в состав ПО «Recorder». Расчёты для каждого из этих каналов ПО «МОРИ» выполняются на основе измерительных данных, поступающих по двум соответствующим ИК -ИК напряжения переменного тока с выхода ПИП частоты вращения ротора, и ИК переменного электрического заряда, соответствующего виброускорению с выхода ПИП пьезоэлектрического типа, установленного на ГТД. Напряжение переменного тока с выхода ПИП частоты вращения ротора (сигнал 5B_N1_Analog для ГТД CFM56-5B и сигнал 7B_N1_Analog для ГТД CFM56-7B) через формирователь МЕ-402 и кабели поступает на вход канала модуля MR-202 в крейте MIC-236, где проходит аналого-цифровое преобразование. Далее данные в цифровой форме на сервере PromPC A331 обрабатываются ПО «МОРИ» по алгоритму «Тахо», который формирует расчётный канал 5B_N1_Tacho_f для ГТД CFM56-5B и 7B_N1_Tacho_f для ГТД CFM56-7B. Электрический заряд с выхода ПИП поступает на вход усилителя заряда МЕ-918, который формирует соответствующее ему напряжение переменного тока. Сигнал с выхода МЕ-918 через кабели поступает на вход модуля MR-202 в крейте MIC-236, где проходит его аналого-цифровое преобразование. Данные каналов измерений заряда (5B_VIBNo1B, 5B_VIBFFCC для ГТД CFM56-5B и каналов 7B_VIBNo1B и 7B_VIBFFCCV для ГТД CFM56-7B) на сервере PromPC A331 обрабатываются ПО «МОРИ» по алгоритму расчёта «АФЧХ», использующему результаты обработки алгоритмом «Тахо» сигнала частоты вращения ротора (расчётные каналы 5B_N1_Tacho_f для ГТД CFM56-5B и 7B_N1_Tacho_f для ГТД CFM56-7B). Результаты обработки в форме ИК двойной амплитуды 1-й гармоники виброперемещений роторов низкого давления 5B_VIBNo1B_N1, 5B_VIBFFCC_N1, 7B_VIBNo1B_N1, 7B_VIBCCFFV_N1 представляются в ПО «Recorder» на АРМ оператору в реальном времени испытания, а также архивируются на сервере PromPC A331.
ИК амплитуды виброскоростей, соответствующих заряду на выходе датчика виброускорения
В каждом из четырёх ИК этой группы (5B_VIBNo1B_N2, 5B_VIBFFCC_N2, 7B_VIBNo1B_N2, 7B_VIBCCFFV_N2) косвенным методом измеряется амплитуда 1-й гармоники виброскорости ротора высокого давления ГТД CFM56-5B (ИК 5B_VIBNo1B_N2, 5B_VIBFFCC_N2) или ГТД CFM56-7B (ИК 7B_VIBNo1B_N2, 7B_VIBCCFFV_N2). Результаты измерений формируются в реальном времени испытаний путём расчётов, выполняемых ПО «МОРИ», входящего в состав ПО «Recorder». Расчёты для каждого из этих каналов ПО «МОРИ» выполняются на основе измерительных данных, поступающих по двум соответствующим ИК -ИК напряжения переменного тока с выхода ПИП частоты вращения ротора, и ИК переменного электрического заряда, соответствующего виброускорению с выхода ПИП пьезоэлектрического типа, установленного на ГТД. Напряжение переменного тока с выхода ПИП частоты вращения ротора (сигнал 5B_N2_Analog для ГТД CFM56-5B и сигнал 7B_N2_Analog для ГТД CFM56-7B) через формирователь МЕ-402 и кабели поступает на вход канала модуля MR-202 в крейте MIC-236, где проходит аналого-цифровое преобразование. Далее данные в цифровой форме на сервере PromPC A331 обрабатываются ПО «МОРИ» по алгоритму «Тахо», который формирует расчётный канал 5B_N2_Tacho_f для ГТД CFM56-5B и 7B_N2_Tacho_f для ГТД CFM56-7B. Электрический заряд с выхода ПИП поступает на вход усилителя заряда МЕ-918, который формирует соответствующее заряду напряжение переменного тока. Сигнал с выхода МЕ-918 через кабели поступает на вход модуля MR-202 в крейте MIC-236, где проходит аналого-цифровое преобразование. Данные каналов измерений заряда (5B_VIBNo1B, 5B_VIBFFCC для ГТД CFM56-5B и каналов 7B_VIBNo1B и 7B_VIBFFCCV для ГТД CFM56-7B) на сервере PromPC A331 обрабатываются ПО «МОРИ» по алгоритму расчёта «АФЧХ», использующему результаты обработки алгоритмом «Тахо» сигнала частоты вращения ротора высокого давления (расчётные каналы 5B_N2_Tacho_f для ГТД CFM56-5B и 7B_N2_Tacho_f для ГТД CFM56-7B). Результаты обработки в форме ИК амплитуды 1-й гармоники виброскоростей роторов высокого давления 5B_VIBNo1B_N2, 5B_VIBFFCC_N2, 7B_VIBNo1B_N2, 7B_VIBCCFFV_N2 представляются в ПО «Recorder» на АРМ оператору в реальном времени испытания, а также архивируются на сервере PromPC A331.
ИК относительной влажности атмосферного воздуха
Построен на основе канала измерения относительной влажности термогигрометра Vaisala НМТ331, входящего в состав систем DAS-2-27/28. Содержит датчик влажности, принцип действия которого основан на зависимости диэлектрической проницаемости влагочувствительного слоя от количества сорбированной влаги в емкостном преобразователе влажности. Результаты измерений в цифровой форме поступают в компьютер верхнего уровня систем DAS-2-27/28, откуда они затем передаются через ЛВС на АРМ АИИС для регистрации, обработки и представления оператору.
ИК массового расхода топлива
Реализуется модулем массового расхода топлива системы DAS-2-27/28. В этом модуле для измерения массового расхода топлива в диапазоне от 100 до 3000 кг/час используется
ПИП Эмис-МАСС 260 Ех-015К, а для измерения массового расхода топлива в диапазоне от 2400 до 7200 кг/час используется ПИП Эмис-МАСС 260 Ех-040К. Оба ПИП передают результаты измерений в цифровой форме в компьютер верхнего уровня систем DAS-2-27/28, откуда они затем передаются через ЛВС на АРМ АИИС для регистрации, обработки и представления оператору.
ИК силы от тяги двигателя
Реализуется модулем измерения силы от тяги двигателя систем DAS-2-27/28. Модуль измерения силы от тяги двигателя содержит рамы неподвижную и подвижную, датчики силы рабочие, подгрузочные, калибровочные, трансмиттеры, весовые процессоры, гидроцилиндры, контрольно-нагружающее устройство (CGD). Результирующая сила от тяги двигателя и сил подгрузки, приложенная к подвижной раме, уравновешивается силой реакции двух рабочих датчиков силы (левого и правого). Выходные сигналы рабочих и подгрузочных датчиков силы преобразуются в цифровые коды в трансмиттерах и вводятся в компьютер верхнего уровня систем DAS-2-27/28, где преобразуются с помощью градуировочных характеристик каналов в цифровой код силы от тяги двигателя. Цифровой код силы от тяги передаётся через ЛВС на АРМ АИИС для регистрации, обработки и представления оператору.
Общий вид составных частей АИИС представлен на рисунках 1 - 18.
Нанесение знака поверки на средство измерений не предусмотрено. Заводской номер (№ 001) наносится на бирку в месте, указанном на рисунке 3.
Защита от несанкционированного доступа к компонентам системы обеспечивается:
- ограничением доступа к месту установки системы;
- запиранием ключом замков на дверях стойки приборной (рисунок 2);
- запиранием ключом замков на дверях шкафа кроссового (рисунок 6);
Рисунок 1 - Стойка АИИС. Вид внешний
Рисунок 2 - Устройство запирания стойки АИИС. Вид внешний
Место нанесения заводского № 001
Рисунок 3 - Заводская маркировка стойки АИИС. Вид внешний
Лш№К’1 ЛГ5Ь-
и й:: I м «ля *5Й№Н 1Ш н 1111HSH4 3 Я И1>фС|:«й1лтм^:г^’нЕСРТй1 ьнЧц
ДО кнпц «алал 41-
Шкаф фвдхеый диис
25й7 t№2.1 ОС Н.тацпгшл bn 2S27U2 &еи нЗЯйРия; 1й£>кг Днтй кзгггтаь-геит 1 сЬ+П'хл? иичйпйзтагзш
ГМ йьГгдн!
Рисунок 4 - Заводская маркировка шкафа кроссового АИИС. Вид внешний
Рисунок 5 - Шкаф кроссовый АИИС. Вид внешний
Рисунок 6 - Устройство запирания шкафа кроссового АИИС. Вид внешний
Рисунок 7 - Автоматизированные рабочие места. Вид внешний
Рисунок 8 - MIC-236 в стойке приборной. Вид внешний
Рисунок 9 - MIC-140/48 на месте установки. Вид внешний
Рисунок 10 - Силоизмерительная система. Вид внешний
Рисунок 12 - Преобразователь расхода массового Эмис-МАСС 260 Ex-040K.
Вид внешний
Рисунок 11 - Усилитель заряда МЕ-918. Вид внешний
Рисунок 13 - Преобразователь расхода массового Эмис-МАСС 260 Ex-015K.
Вид внешний
Рисунок 14 - Преобразователь давления абсолютного барометрического БРС-1М-2. Вид внешний
Рисунок 15 - Преобразователи давления избыточного МИДА-ДИ-15. Вид внешний
Рисунок 16 - Преобразователи давления эталонные ПДЭ-020. Вид внешний
Рисунок 17 - Преобразователь давления Keller
PR-33XEi/4,5bar. Вид внешний
Рисунок 18 - Преобразователь измерительный температуры и влажности ИПТВ-206-М3-03. Вид внешний
Программное обеспечение
Включает общее и функциональное программное обеспечение (ПО).
В состав общего ПО входит операционная система Windows 10 «Pro» (64-разрядная).
В состав функционального ПО (далее - ФПО) входит программа управления комплексом MIC «Recorder», метрологически значимой частью которой является программный модуль scales.dll.
Уровень защиты ПО «высокий» в соответствии с Р 50.2.077- 2014.
Идентификационные данные ПО приведены в Таблице 1.
Таблица 1 - Идентификационные данные ПО
|   Идентификационные данные (признаки)  |   Значение  | 
|   Программа управления комплексом MIC «Recorder»  | |
|   Идентификационное наименование ПО  |   scales.dll  | 
|   Номер версии (идентификационный номер) ПО  |   1.0.0.8  | 
|   Цифровой идентификатор ПО  |   F3D0E352  | 
|   Алгоритм вычисления идентификатора ПО  |   CRC32 по IEEE 1059-1993  | 
Технические характеристики
Основные метрологические и технические характеристики АИИС приведены в таблицах 2 - 4.
Таблица 2 - Метрологические характеристики АИИС
|   Измеряемые параметры (обозначение в системе)  |   Измеряемые величины  |   Диапазон измерений  |   Пределы допускаемой погрешности  |   Кол-во ИК  | 
|   ИК частоты пе  |   ременного тока, соответствующей частоте вращения валов  | |||
|   Частота переменного тока, соответствующая частоте вращения вала газогенератора (Параметры: 5B N2 Antilog, 7B N2 Analog)  |   Частота переменного тока  |   от 2,5 до 15000 Гц  |   6: ± 0,015 % от ИЗ  |   2  | 
|   Частота переменного тока, соответствующая частоте вращения вала вентилятора (Параметры: 5B_N1_Ana-log, 7B_ N1_ Analog)  |   от 2,5 до 15000 Гц  |   6: ± 0,015 % от ИЗ  |   2  | |
|   Измеряемые параметры (обозначение в системе)  |   Измеряемые величины  |   Диапазон измерений  |   Пределы допускаемой погрешности  |   Кол-во ИК  | 
|   ИК абсолютных, избыточных и разности давлений газообразных и жидких сред  | ||||
|   Давление топлива на входе в двигатель (Параметр: PFUELIN) *  |   Давление избыточное  |   от 0 до 450 кПа  |   у: ± 0,6 % от ВП  |   1  | 
|   Давление воздуха на стартёр (Параметр: PSTAIR) *  |   от 0 до 689 кПа  |   у: ± 0,7 % от ВП  |   1  | |
|   Давление подачи масла (сброс масляного насоса) (Параметр: MOP)  |   от 0 до 700 кПа  |   у: ± 1,0 % от ВП  |   1  | |
|   Давление наддува масляной полости (Параметр: PSUMP)  |   от 0 до 70 кПа  |   у: ± 1,0 % от ВП  |   1  | |
|   Давление на выходе вентилятора (Параметр: PS13)  |   Давление абсолютное  |   от 14 до 345 кПа  |   у: ±0,5 % от ВП  |   1  | 
|   Статическое давление во входном патрубке (точки 1 - 4) (Параметры: PSW 1, PSW 2, PSW 3, PSW 4)  |   Давление избыточное -разрежение  |   от -35 до +35 кПа  |   у: ± 0,6 % от ВП  |   4  | 
|   Полное давление сброса вентилятора (левая гребенка 1, левая гребенка 2, правая гребёнка 1, правая гребёнка 2) (Параметры: PT17LHU, PT17LHD, PT17RHU, PT17RHD)  |   Давление избыточное  |   от 0 до 160 кПа  |   у: ± 1,0 % от ДИ  |   4  | 
|   Давление, снимаемое гребенками 856A1158 во входном патрубке двигателя точки 1 и 2 (Параметры: PT101, PT10 2)  |   Давление избыточное -разрежение  |   от -7 до +7 кПа  |   у: ± 2,0 % от ВП  |   2  | 
|   Измеряемые параметры (обозначение в системе)  |   Измеряемые величины  |   Диапазон измерений  |   Пределы допускаемой погрешности  |   Кол-во ИК  | 
|   Давление, снимаемое гребенками 856A1158 во входном патрубке двигателя точки 3 и 4 (Параметры: PS101, PS10 2)  |   Давление избыточное -разрежение  |   от -35 до +35 кПа  |   у: ± 0,4 % от ВП  |   2  | 
|   Давление воздуха на входе в газогенератор (Параметр: PT25)  |   Давление избыточное  |   от 0 до 140 кПа  |   у: ± 0,5 % от ВП  |   1  | 
|   Входное давление турбины низкого давления (Параметр: PT495)  |   Давление абсолютное  |   от 0 до 700 кПа  |   у: ± 0,25 % от ВП  |   1  | 
|   Давление газа за турбиной низкого давления (Параметр: PT54(PT50)  |   Давление избыточное  |   от 0 до 160 кПа  |   Д: ± 0,7 кПа  |   1  | 
|   Атмосферное давление на уровне оси двигателя (Параметр: PAMB)  |   Давление абсолютное  |   от 90 до 103 кПа  |   Д: ± 20 Па  |   1  | 
|   ИК температуры жидкостей и газов  | ||||
|   Температура топлива у стендового расходомера (Параметр: T1F) *  |   Температура жидкости  |   от -60 °C до +100°C  |   у: ± 1,0 % от ВП  |   1  | 
|   Температура топлива на входе в двигатель CFM56-7B, точка 1 и 2 (Параметры: T1F1, T1F 2) *  |   от -23 °C до +40°C  |   Д: ± 0,5 °C  |   2  | |
|   Температура воздуха на стартёр (Параметр: TSTAIR) *  |   Температура воздуха  |   от 253 до 343 К (от -20 °C до +70 °C)  |   Д: ± 1,0 °C  |   1  | 
|   Температура воздуха на входе вентилятора, точки 1....5 (Параметры: TT2_1, TT2_2, TT2 3, TT2_4, TT2 5) *  |   Температура атмосферного воздуха  |   от 233 до 323 К (от -40 °C до +50 °C)  |   6: ± 0,5 % от ИЗ  |   5  | 
|   Температура внутри испытательного бокса (Параметр: ОАТ(TAMB))  |   Температура воздуха  |   от 233 до 383 К (от -40 °C до +110 °C)  |   6: ± 0,5 % от ИЗ  |   1  | 
|   Измеряемые параметры (обозначение в системе)  |   Измеряемые величины  |   Диапазон измерений  |   Пределы допускаемой погрешности  |   Кол-во ИК  | 
|   Температура воздуха в подкапотном пространстве CFM56-7B (левый и правый датчики) (Параметры: TUC_L, TUC R)  |   от 273 до 773 К (от 0 °C до 500 °С)  |   у: ± 0,9 % от ВП  |   2  | |
|   ИК напряжения постоянного тока, соответствующего значениям температуры жидких и газообразных сред в диапазоне преобразований ПИП термоэлектрического типа ХА(К)  | ||||
|   Напряжение постоянного тока на выходе термоэлектрического преобразователя типа ТХА(К), соответствующее температуре сброса масляного насоса от минус 20 до 150 С° (Параметр: TPumpOil)  |   Напряжение постоянного тока  |   от -0,777 до +6,137 мВ  |   у: ± 0,5 % от ВП  |   1  | 
|   Напряжение постоянного тока на выходе термоэлектрического преобразователя типа ТХА(К), соответствующее температуре отработанного масла от минус 20 до 150 С° (Параметр: TScavOil)  |   от -0,777 до +6,137 мВ  |   у: ± 0,5 % от ВП  |   1  | |
|   Напряжение постоянного тока на выходе термоэлектрического преобразователя типа ТХА (К), соответствующее температуре газа за турбиной низкого давления от минус 20 до 1100С° (Параметр: T54(T50))  |   от -0,777 до +45,119 мВ  |   у: ± 0,25 % от ВП  |   1  | |
|   Измеряемые параметры (обозначение в системе)  |   Измеряемые величины  |   Диапазон измерений  |   Пределы допускаемой погрешности  |   Кол-во ИК  | 
|   ИК амплитуды виброперемещений, соответствующих заряду на выходе датчика виброускорения  | ||||
|   Амплитуда 1 -ой гармоники виброперемещений ротора низкого давления, соответствующих заряду на выходе датчика виброускорения у подшипника No1 (5В) (Параметр: 5B VIBNolB N1)  |   Виброперемещение  |   от 0 до 0,26 мм (двойная амплитуда)  |   Д: ± 0,013 мм  |   2  | 
|   Амплитуда 1-ой гармоники виброперемещений ротора низкого давления, соответствующих заряду на выходе датчика виброускорения FFCC (5В) (Параметр: 5B VIBFFCC N1)  | ||||
|   Амплитуда 1-ой гармоники виброперемещений ротора низкого давления, соответствующих заряду на выходе датчика виброускорения у подшипника No1 (7В) (Параметр: 7B VIBNolB N1)  |   от 0 до 0,26 мм (двойная амплитуда)  |   Д: ± 0,013 мм  |   2  | |
|   Амплитуда 1 -ой гармоники виброперемещений ротора низкого давления, соответствующих заряду на выходе датчика виброускорения CCFFV (7В) (Параметр: 7B VIBCCFFV N1)  | ||||
|   Измеряемые параметры (обозначение в системе)  |   Измеряемые величины  |   Диапазон измерений  |   Пределы допускаемой погрешности  |   Кол-во ИК  | 
|   ИК амплитуды виброскоростей, соответствующих заряду на выходе датчика виброускорения  | ||||
|   Амплитуда 1-ой гармоники виброскоростей ротора высокого давления, соответствующих заряду на выходе датчика виброускорения у подшипника No1 (5В) (Параметр: 5B VIBNolB N2)  |   Виброскорость  |   от 0 до 51 мм/с  |   Д: ± 2,5 мм/с  |   2  | 
|   Амплитуда 1 -ой гармоники виброскоростей ротора высокого давления, соответствующих заряду на выходе датчика виброускорения FFCC (5В) (Параметр: 5B VIBFFCC N2)  | ||||
|   Амплитуда 1-ой гармоники виброскоростей ротора высокого давления, соответствующих заряду на выходе датчика виброускорения у подшипника No1 (7В) (Параметр: 7B VIBNolB N2  |   от 0 до 51 мм/с  |   Д: ± 2,5 мм/с  |   2  | |
|   Амплитуда 1 -ой гармоники виброскоростей ротора высокого давления, соответствующих заряду на выходе датчика виброускорения CCFFV (7В) (Параметр: 7B VIBCCFFV N2)  | ||||
|   ИК относительной влажности атмосферного воздуха  | ||||
|   Относительная влажность воздуха (Параметр: R HUM) *  |   Относительная влажность  |   от 0 % до 100 %  |   у: ± 2,0 % от ВП  |   1  | 
|   Измеряемые параметры (обозначение в системе)  |   Измеряемые величины  |   Диапазон измерений  |   Пределы допускаемой погрешности  |   Кол-во ИК  | 
|   ИК массового расхода топлива  | ||||
|   Массовый расход топлива стендовый (основной) (Параметр: WF1) *  |   Расход массовый  |   от 2400 до 7200 кг/ч  |   6: ± 0,3 % от ИЗ  |   1  | 
|   Массовый расход топлива стендовый (дополнительный) (Параметр: WF2) *  |   от 100 до 3000 кг/ч  |   6: ± 0,3 % от ИЗ  |   1  | |
|   ИК силы от тяги двигателя  | ||||
|   Сила от тяги (Параметр: FNO)*  |   Сила  |   от 0 до 44100 Н включ. (от 0 до 4500 кгс включ.)  |   у: ± 0,5 % от ВП ДИ  |   1  | 
|   св. 44100 до 196000 Н включ. (св. 4500 до 20000 кгс включ.)  |   6: ± 0,5 % от ИЗ  | |||
|   Примечания: 1. ИК - измерительный канал; 2. ДИ - диапазон измерений; 3. ВП - верхний предел измерений; 4. ИЗ - измеренное значение; 5. у - приведенная погрешность, %; 6. 6 - относительная погрешность, %; 7. Д - абсолютная погрешность в единицах измеряемой величины; 8. * - ИК с этой меткой реализуются с использованием соответствующих модулей «Системы автоматизированного сбора и обработки информации DAS-2-27/28» (регистрационный № 92784-24 в ФИФ ОЕИ).  | ||||
Таблица 3 - Основные технические характеристики АИИС*
|   Наименование характеристики  |   Значение  | 
|   Параметры электрического питания:  | |
|   - напряжение переменного тока, В - частота переменного тока, Гц  |   230±23 50±1  | 
|   Потребляемая мощность, В • А, не более:  |   6000  | 
|   Габаритные размеры составных частей, мм, (высотах ширинахглубина), не более:  | |
|   - стойка АИИС МРКД.2527.0360.100 - шкаф кроссовый АИИС МРКД.2527.0362.100 - шкаф кроссовый двигателя МРКД.2527.1862.100 - статив датчиков давления МРКД.2527.0363.100 - комплекс измерения температур магистрально модульный MIC-140/48 БЛИЖ.422212.140.003 Автоматизированное рабочее место МРКД.2527.0369.001, 2 шт.:  |   2200х600х850 2200х850х450 720х1300х250 650х1300х250 100х250х250  | 
|   Наименование характеристики  |   Значение  | 
|   - блок системный, - монитор, 2 шт. Автоматизированное рабочее место МРКД.2527.0369.002: - блок системный  |   100x500x500 (каждый) 650x450x280 (каждый) 150x450x500  | 
|   Массовые характеристики, кг, не более  | |
|   - стойка АИИС МРКД.2527.0360.100 - шкаф кроссовый АИИС МРКД.2527.0362.100 - шкаф кроссовый двигателя МРКД.2527.1862.100 - статив датчиков давления МРКД.2527.0363.100 - комплекс измерения температур магистрально модульный MIC-140/48 БЛИЖ.422212.140.003 Автоматизированное рабочее места МРКД.2527.0369.001, 2 шт.: - блок системный, 2 шт. - монитор, 2 шт. Автоматизированное рабочее места МРКД.2527.0369.002: - блок системный - монитор  |   210 150 45 45 15 10 (каждый) 6 (каждый) 8 6  | 
|   Условия эксплуатации оборудования, располагаемого внутри пультового помещение:  | |
|   - температура воздуха для оборудования, °С - относительная влажность воздуха при температуре +25 °С, %, не более - атмосферное давление, кПа  |   от 20 до 24 75 от 84 до 107  | 
|   Условия эксплуатации оборудования, располагаемого внутри испытательного бокса  | |
|   - температура воздуха, °С - относительная влажность воздуха при температуре +25 °С, %, не более - атмосферное давление, кПа  |   от -40 до +60 98 от 84 до 107  | 
|   Примечание - АИИС использует технические средства из состава «Системы автоматизированного сбора и обработки информации DAS-2-27/28» (регистрационный № 92784-24 в ФИФ ОЕИ), необходимые для реализации ИК, отмеченных знаком «*» в таблице 2. Параметры электрического питания, габаритные размеры и массы составных частей, условия эксплуатации систем DAS-2-27/28 приведены в технической документации на эти системы (Руководство по эксплуатации. №7/015-27-2022 РЭ).  | |
Таблица 4 - Показатели надежности
|   Наименование характеристики  |   Значение  | 
|   Средняя наработка на отказ, часов  |   4000  | 
|   Вероятность безотказной работы системы в течение сеанса измерений максимальной продолжительностью 4 часа  |   0,998  | 
Знак утверждения типа
наносится на эксплуатационную документацию типографским способом.
Комплектность
Таблица 5 - Комплектность средства измерений
|   Наименование  |   Обозначение  |   Кол-во, шт./экз.  | 
|   Система автоматизированная информационно-измерительная в составе:  |   МБДА.2527.0300.000  | |
|   Стойка АИИС  |   МРКД.2527.0360.100  |   1 шт.  | 
|   Шкаф кроссовый АИИС  |   МРКД.2527.0362.100  |   1 шт.  | 
|   Шкаф кроссовый двигателя  |   МРКД.2527.1862.100  |   1 шт.  | 
|   Статив датчиков давления  |   МРКД.2527.0363.100  |   1 шт.  | 
|   Автоматизированное рабочее место  |   МРКД.2527.0369.001  |   2 шт.  | 
|   Автоматизированное рабочее место  |   МРКД.2527.0369.002  |   1 шт.  | 
|   Комплект кабелей АИИС  |   МРКД.2527.0388.100  |   1 шт.  | 
|   Комплекс измерения температур MIC-140/48  |   БЛИЖ.422212.140.003  |   1 шт.  | 
|   Вилка стандарт - разъема для термопар ХА(К) Сигнум РВХА  |   -  |   10 шт.  | 
|   Розетка стандарт - разъема для термопар ХА(К) Сигнум РРХА  |   -  |   13 шт.  | 
|   Термопарная вилка тип К Овен  |   -  |   8 шт.  | 
|   Система автоматизированная информационно-измерительная МБДА.2527.0300.000. Руководство по эксплуатации  |   МБДА.2527.0300.000РЭ  |   1 экз.  | 
|   Система автоматизированная информационно-измерительная МБДА.2527.0300.000.Формуляр  |   МБДА.2527.0300.000ФО  |   1 экз.  | 
|   Методика поверки  |   -  |   1 экз.  | 
Сведения о методах измерений
приведены в разделе 1.1.5 руководства по эксплуатации МБДА.2527.0300.000РЭ.
Нормативные документы
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2022 г. № 2356 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы и объема жидкости и вместимости при статических измерениях, массового и объемного расходов жидкости»;
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 октября 2022 г. № 2653 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений избыточного давления до 4000 МПа»;
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2022 г. № 2360 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений времени и частоты»;
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2018 г. № 2772 «Об утверждении государственной поверочной схемы для средств измерений виброперемещения, виброскорости, виброускорения и углового ускорения»;
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 декабря 2019 г. № 2900 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений абсолютного давления в диапазоне 1-10-1 - 1-107 Па»;
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 августа 2023 г. № 1706 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений переменного электрического напряжения до 1000 В в диапазоне частот от 1-10-1 до 2409 Гц»;
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 октября 2019 г. № 2498 «Об утверждении государственной поверочной схемы для средств измерений силы»;
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 ноября 2024 г. № 2712 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений температуры»;
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 марта 2022 г. № 668 «Об утверждении государственной поверочной схемы для средств измерений силы переменного электрического тока от 1-10’8 до 100 А в диапазоне частот от 1-10’1 до 1-106 Гц»;
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 ноября 2023 г. № 2415 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений влажности газов и температуры конденсации углеводородов»;
ОСТ 1 01021-93 Стенды испытательные авиационных газотурбинных двигателей. Общие требования.
