Система измерительная ИС ДВС-004 ЯМЗ. Характеристики, описание, методика поверки.
Госреестр средств измерений РФ на основании сведений из ФГИС “АРШИН”

Система измерительная ИС ДВС-004 ЯМЗ

Назначение

Система измерительная ИС ДВС-004 ЯМЗ (далее - Система, ИС ДВС-004 ЯМЗ) предназначена для измерений основных параметров при стендовых испытаниях дизельных двигателей внутреннего сгорания (далее - ДВС): крутящего момента двигателя; частоты вращения коленчатого вала; расхода топлива; температуры газа (воздуха), жидкости (охлаждающей жидкости, топлива, масла); давления газа (воздуха), жидкости (масла).

Описание

Принцип работы Системы основан на преобразовании измеряемых датчиками параметров ДВС в соответствующие электрические сигналы, электрических сигналов в цифровые коды и передаче последних в персональный компьютер аппаратуры «верхнего уровня» системы для визуализации, математической обработки, контроля и записи.

Конструктивно Система состоит из шкафа системы управления PUMA, расходомера топлива AVL 733S, корпуса для модулей, блоков датчиков давления и температуры, усилителей сигнала, аналогово-цифровых преобразователей, цифровой аппаратуры «верхнего уровня» (специализированные платы, компьютеры со специализированным программным обеспечением, дисплеи) и линий связи, датчика весоизмерительного HBM C2AC3 2t и датчика частоты вращения коленчатого AVL 333.

Функционально Система включает в себя следующие измерительные каналы (ИК):

- ИК крутящего момента силы ДВС;

- ИК частоты вращения коленчатого вала;

- ИК расхода топлива;

- ИК температуры газа (воздуха), жидкости (охлаждающая жидкость, топливо, масло);

- ИК давления газа (воздуха), жидкости (масло).

ИК крутящего момента силы ДВС

ИК состоит из весоизмерительного датчика НВМ C2AC3 2t, преобразователя F-FEM-CON и контролера EMCON. Весоизмерительный датчик установлен в системе нагружения DYNO OMEGA 1000 1S с подмоторной плитой и системой пневмоопор. Весоизмерительный датчик имеет частотный выход, что обеспечивает минимизацию электрических помех при передаче сигнала.

Аналоговый сигнал от весоизмерительного датчика, пропорциональный крутящему моменту, поступает на аналоговый вход преобразователя F-FEM-CON. Преобразователь F-FEM-CON измеряет напряжение и передает его в цифровом виде на вход контроллера EMCON. Контролер EMCON преобразовывает сигнал от преобразователя F-FEM-CON в цифровой код, пропорциональный крутящему моменту силы ДВС и передает его в компьютер «верхнего уровня». Контроллер EMCON и преобразователь F-FEM-CON установлены в шкафу системы управления PUMA.

ИК частоты вращения коленчатого вала

ИК состоит из датчика частоты вращения коленчатого вала AVL 333, преобразователя F-FEM-CON и контролера EMCON. Датчик частоты вращения коленчатого вала установлен в системе нагружения DYNO OMEGA 1000 1S с подмоторной плитой и системой пневмоопор.

Принцип измерения частоты вращения коленчатого вала основан на преобразовании угла его поворота в последовательность электрических импульсов, генерируемых вследствие изменения магнитного поля при вращении зубчатого диска.

Цифровой сигнал с выхода датчика вращения коленчатого вала поступает на счетный вход преобразователя F-FEM-CON. Преобразователь F-FEM-CON считает количество импульсов за интервал времени и передает его в цифровом виде на вход контролера EMCON. Контролер EMCON преобразовывает сигнал от преобразователя F-FEM-CON в цифровой код, пропорциональный частоте вращения коленчатого вала и передает его в компьютер «верхнего уровня».

ИК расхода топлива

ИК состоит из расходомера топлива AVL 733S. Расходомер топлива работает по гравиметрическому принципу, когда топливо подается в ДВС от измеряющего бачка, вес которого непрерывно измеряется. Информация о результатах измерений расхода топлива передается в компьютер «верхнего уровня».

ИК температуры газа (воздуха), жидкости (охлаждающая жидкость, топливо, масло)

ИК состоит из датчиков температур (термометры сопротивления типа РТ100 и термоэлектрический преобразователь типа К (NiCrNi) и модулей F-FEM-AIS. Модули F-FEM-AIS установлены в корпусе для модулей.

Падения напряжений на термометрах сопротивления РТ100 и ЭДС термоэлектрического преобразователя типа К преобразуется в модулях F-FEM-AIS в цифровые коды температуры. Информация о результатах измерений температуры газа (воздуха), жидкости (охлаждающая жидкость, топливо, масло) передается от модулей F-FEM-AIS через интерфейс IEEE1394 в компьютер «верхнего уровня».

ИК давления газа (воздуха), жидкости (масло)

ИК состоит из датчиков давления APT 100. Датчики давления установлены в корпусе для модулей.

Аналоговый сигнал от датчиков APT 100, пропорциональный давлению, преобразуется в модулях F-FEM-AIS в цифровые коды давления. Информация о результатах измерений давления газа (воздуха), жидкости (масло) передается от модулей F-FEM-AIS через интерфейс IEEE1394 в компьютер «верхнего уровня».

Общий вид составных частей ИС ДВС-004 ЯМЗ представлены на рисунках 1-7.

Заводской номер (№ TXEQ3007389) наносится в форме информационной таблички на шкаф системы управления PUMA (рисунки 2 и 4).

Нанесение знака поверки на средство измерений не предусмотрено.

Защита от несанкционированного доступа к компонентам системы обеспечивается:

- ограничением доступа к месту установки системы;

- запиранием шкафа системы управления (рисунок 1);

- опломбированием шкафа системы управления (рисунок 2).

Место запирания

Рисунок 1 - Шкаф системы управления PUMA

Рисунок 3 - Расходомер топлива 733S

Рисунок 2 - Место нанесения заводского номера на шкафе системы управления PUMA

Рисунок 4 - Заводская маркировка

Рисунок 5 - Весоизмерительный датчик и датчик частоты вращения коленчатого вала в составе системы нагружения Dyno OMEGA 1000 1S с подмоторной плитой и системой пневмоопор

Рисунок 6 - Корпус для модулей для подключения датчиков

Рисунок 7 - Рабочее место оператора

Программное обеспечение

Программное обеспечение (далее - ПО) не разделено на метрологически значимую и незначимую части и включает в себя специализированную программу ПО AVL PUMA 2 разработанную компанией AVL List GmbH (таблица 1). ПО поставляется на флеш-накопителе с файлом лицензии и устанавливается на аппаратуре верхнего уровня.

После установки ПО не вносит дополнительных погрешностей, поскольку вычислительные операции в системе используются только для алгебраических преобразований, а метрологические характеристики ИК нормированы в целом, с учетом работы ПО.

Идентификационными признаками служит номер версии и лицензии, которые отображаются в заголовке главного окна ПО и в специальном окне с информацией о ПО, которое может быть вызвано через главное меню ПО. Конструкция системы исключает возможность несанкционированного влияния на ПО СИ и измерительную информацию.

Уровень защиты ПО от непреднамеренных и преднамеренных воздействий в соответствии с Р 50.2.077-2014 - «средний». Используемое ПО защищено проверкой файла лицензии и паролем, с заданной периодичностью выполняется резервное копирование файлов данных. ПО не может быть модифицировано, загружено или прочитано через какой-либо интерфейс после опломбирования.

Таблица 1 - Идентификационные данные ПО

Идентификационные данные (признаки)

Значение

Идентификационное наименование ПО

AVL PUMA 2

Номер версии (идентификационный номер) ПО, не ниже

AVL PUMA 2 R5.7

Номер лицензии

9-5DF73CD3

Цифровой идентификатор ПО

отсутствует

Технические характеристики

Основные метрологические и технические характеристики Системы приведены в таблицах 2, 3.

Таблица 2 - Метрологические характеристики Системы

Измеряемые параметры (наименование измерительных каналов)

Измеряемые величины

Диапазон измерений

Пределы допускаемой погрешностей

Кол-во ИК

Крутящий момент двигателя

Крутящий момент силы

от 300 до 2500

Н-м

Д: ±15 Н-м

1

Частота вращения коленчатого вала

Частота вращения

от 200 до 3400 об/мин

6: ± 2 % от ИЗ

1

Часовой массовый расход дизельного топлива

Массовый расход

от 0 до 125 кг/ч

у: ± 2 % от ВП

1

Температура всасываемого воздуха

Температура

от 0 °C до +50 °C

Д: ±2 °C

1

Температура воздуха на выходе компрессора

от 0 °C до +220 °C

Д: ± 2 °C

1

Температура воздуха на выходе интеркулера

от 0 °C до +80 °C

Д: ± 2 °C

1

Температура охлаждающей жидкости на выходе

от 0 °C до +150 °C

Д: ± 2 °C

1

Температура топлива

от 0 °C до +60 °C

Д: ± 2 °C

1

Температура масла

от 0 °C до +150 °C

Д: ± 2 °C

1

Температура выхлопных газов

от +100 °C до +1000 °C

6: ± 2 % от ИЗ

1

Барометрическое давление воздуха

Абсолютное давление

от 80 до 120 кПа

Д: ±1000 Па

1

Разрежение воздуха после воздушного фильтра

Давление разряжения

от -30 до +30 кПа

Д: ±600 Па

1

Давление воздуха на выходе компрессора

Избыточное давление

от 0 до 250 кПа

Д: ±2500 Па

1

Давление воздуха на выходе интеркулера

от 0 до 250 кПа

Д: ±2500 Па

1

Давление масла

от 300 до 1000 кПа

Д: ±20000 Па

1

Давление выхлопных газов

от 0 до 100 кПа

у: ± 1 % от ВП

1

Примечания:

ВП - верхний предел измерения;

ИЗ - измеряемое значение;

Y - приведенная погрешность, %;

6 - относительная погрешность, %;

Д - абсолютная погрешность в единицах измеряемой величины.

Таблица 3 - Основные технические характеристики

Наименование характеристики

Значение

Параметры электрического питания:

- напряжение переменного тока, В

- частота переменного тока, Г ц

от 342 до 418 от 49,6 до 50,4

Потребляемая мощность, кВА, не более

8

Габаритные размеры составных частей Системы, мм (длинахвысотахширина), не более:

- Шкаф системы управления PUMA

800х2100х800

- расходомер топлива AVL 733S

510x640x280

- Корпус для модулей

300x750x750

Условия эксплуатации :

- температура воздуха, °С

- относительная влажность воздуха (без конденсата), %

- атмосферное давление, кПа

от +5 до +35 от 20 до 75 от 84 до 104

Знак утверждения типа

наносится на титульный лист руководства по эксплуатации типографским способом.

Комплектность

Таблица 4 - Комплектность средства измерений

Наименование

Тип/модель

Обозначение

Кол-во, шт./экз.

Шкаф системы управления

PUMA

-

1 шт.

Расходомер топлива

AVL 733S

-

1 шт.

Корпус для модулей

-

-

1 шт.

Весоизмерительный датчик

НВМ C2AC3 2t

-

1 шт.

Датчик частоты вращения коленчатого вала

AVL 333

-

1 шт.

Датчик температуры всасываемого воздуха

PT100

-

1 шт.

Датчик температуры воздуха на выходе компрессора

PT100

-

1 шт.

Датчик температуры воздуха на выходе интеркулера

PT100

-

1 шт.

Датчик давления воздуха после воздушного фильтра

PT100

-

1 шт.

Датчик давления воздуха на выходе компрессора

PT100

-

1 шт.

Датчик давления воздуха на выходе интеркулера

PT100

-

1 шт.

Датчик температуры охлаждающей жидкости на выходе

PT100

-

1 шт.

Датчик температуры топлива

PT100

-

1 шт.

Датчик температуры масла

PT100

-

1 шт.

Датчик давления масла

APT 100

-

1 шт.

Окончание таблицы 4

Наименование

Тип/модель

Обозначение

Кол-во, шт./экз.

Датчик температуры выхлопных газов

NiCrNi (К-тип)

-

1 шт.

Датчик давления выхлопных газов

apt 100

-

1 шт.

Датчик барометрического давления воздуха

apt 100

-

1 шт.

Система измерительная ИС ДВС-004 ЯМЗ. Руководство по эксплуатации

-

ИС ДВС-004 ЯМЗ РЭ

1 экз.

Методика поверки

-

-

1 экз.

Сведения о методах измерений

приведены в разделе 1.4 «Устройство и работа» руководства по эксплуатации ИС ДВС-004 ЯМЗ РЭ.

Нормативные документы

Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2024 г. № 2152 «Об утверждении государственной поверочной схемы для средств измерений крутящего момента силы»;

Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2022 г. № 2360 «Об утверждении государственной поверочной схемы для средств измерений времени и частоты»;

Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2022 г. № 2356 «Об утверждении государственной поверочной схемы для средств измерений массы и объема жидкости в потоке, объема жидкости и вместимости при статических измерениях, массового и объемного расходов жидкости»;

Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 ноября 2024 г. № 2712 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений температуры»;

Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 декабря 2019 г. № 2900 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений абсолютного давления в диапазоне 1-10-1 - 1-107 Па»;

Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 октября 2022 г. № 2653 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений избыточного давления до 4000 МПа».

Развернуть полное описание