Стенды тормозные универсальные СТМ. Характеристики, описание, методика поверки.
Госреестр средств измерений РФ на основании сведений из ФГИС “АРШИН”

Стенды тормозные универсальные СТМ

Основные
Тип
Зарегистрировано поверок 5
Межповерочный интервал / Периодичность поверки 1 год
Найдено поверителей 2

Назначение

Стенды тормозные универсальные СТМ предназначены для измерений:

-    тормозной силы колеса;

-    массы транспортного средства, приходящейся на ось;

-    усилий на органах управлений;

-    усилий вталкивания сцепного устройства;

-    давления сжатого воздуха.

Описание

Стенд относится к роликовым стендам силового типа.

Принцип работы стенда заключается в принудительном вращении колес диагностируемой оси автомобиля опорными роликами стенда и измерении сил, возникающих на поверхности опорных роликов при торможении. Возникающие при торможении реактивные моменты передаются на тензометрические датчики, которые вырабатывают электрические сигналы, пропорциональные тормозным силам на каждой паре роликов. Электрические сигналы после обработки предаются на персональный компьютер и выводятся на экран монитора или печатающее устройство.

Стенды состоят из двух осей с двумя блоками роликов и системы управления, обработки и индикации измерений. Роль дороги выполняют пары ходовых роликов, на которые устанавливаются колеса испытуемого транспортного средства. Каждая пара ходовых роликов приводится во вращение от мотор-редуктора и имитирует движение транспортного средства.

Одновременно производится испытание тормозов колес одной оси: передней или задней. При воздействии на орган управления одной из тормозных систем автотранспортного средства, ось которого установлена на стенд, тормозной момент каждого колеса оси автомобиля через опорные ролики передается на мотор-редуктор привода. Корпус мотор - редуктора подвешен балансирно. Реактивный момент, возникающий на корпусе мотор - редуктора при прокручивании заторможенного колеса, воспринимается силоизмерительной тензометрической системой, обрабатывается в электронном блоке (контроллере) стенда. Электрические сигналы после обработки передаются на персональный компьютер и выводятся на экран монитора или печатающее устройство.

В состав стендов входят: шкаф управления с элементами коммутации и автоматики, персональный компьютер (далее - ПК), монитор и принтер, которые устанавливаются в отапливаемых помещениях.

Стенды выпускаются в двенадцати модификациях, которые отличаются опорными роликовыми устройствами:

- в модификациях: 3000M.02-Z, 13000.02-Z, 16000.02-Z, 18000-4/2 стенд включает в себя независимые левое и правое опорные роликовые устройства, выполненные в виде конструктивно законченных модулей со специальной несущей станиной, размещаемой в заглубленном фундаменте или на полу со специальным подиумным фундаментом;

- в модификациях: 3500-4, 3500M-Z, 3000M.01-Z, 6000-4/2, 10000-Z, 13000.01-Z,

16000.01-Z левое и правое опорные роликовые устройства объединены в одну несущую станину;

- в модификации 1500-Z имеется одно опорное роликовое устройство.

Каждое опорное роликовое устройство (блок роликов) включает в себя мотор - редуктор, две пары роликов (кроме модификации 1500-Z), рычаги, прикрепленные к статору мотор -редуктора, тензометрические датчики силы, тензометрические датчики измерений массы, контроллер.

Диаметр роликов и расстояние между ними выбраны в соответствии с условиями обеспечения устойчивого положения автотранспортного средства на стенде во всех режимах испытаний тормозных систем.

Измерение усилий, прикладываемых к органам управления тормозными системами автотранспортного средства, производится с помощью тензометрического динамометра.

Измерение усилий вталкивания сцепного устройства производится с помощью тензо-метрического датчика.

Измерение массы автотранспортного средства производится с помощью тензометриче-ских датчиков, размещаемых под несущей станиной блока роликов стенда.

Конструкция и программа управления стенда предусматривают измерение тормозных сил полноприводных транспортных средств, не имеющих дифференциала между ведущими осями, путем реверса роликовых пар.

Заводской номер стендов в числовом формате указывается на маркировочной планке, расположенной на стойке блока роликов под крышкой, закрывающей приводы стенда.

Нанесение знака поверки на средство измерений не предусмотрено.

Общий вид стендов тормозных универсальных СТМ представлен на Рисунке 1.

Общий вид шкафов управления стендов тормозных универсальных СТМ представлен на Рисунке 2.

а) мод. 3000M.02-Z, мод. 13000.02-Z, мод. 16000.02-Z, мод. 18000-4/2

в) мод. 3500-4, мод. 3500M-Z, мод. 3000M.01-Z, мод. 6000-4/2, мод. 10000-Z, мод.

13000.01-Z, мод. 16000.01-Z Рисунок 1 - Общий вид стендов тормозных универсальных СТМ

б) мод. 3500-4 при имитируемой скорости движения транспортного средства 4 км/ч и мод. 1500-Z, мод. 3500М^, мод. 3000М.01^, мод. 3000М.02^, мод. 10000-Z, мод. 13000.01-Z, мод. 13000.02-Z, мод. 16000.01-Z, мод. 16000.02-Z при имитируемой скорости движения транспортного средства 2 км/ч;

а) мод. 6000-4/2, мод. 18000-4/2

в) мод. 1500-Z, мод. 3500M-Z, мод. 3000M.01-Z, мод. 3000M.02-Z, мод. 10000-Z, мод.

13000.01-Z, мод. 13000.02-Z, мод. 16000.01-Z, мод. 16000.02-Z при имитируемой скорости

движения транспортного средства 4 км/ч

Рисунок 2 - Общий вид шкафов управления стендов тормозных универсальных СТМ

В процессе эксплуатации стенды не предусматривают внешних механических или электронных регулировок. Пломбирование стендов осуществляется установкой пломбировочной чашки на винт крепления крышки контроллера, как показано на рисунке 3.

Программное обеспечение

Для работы со стендами используется встроенное метрологически значимое программное обеспечение (далее - ПО) «СТМ», оно реализовано в контроллере датчиков стенда. Контроллер датчиков размещен в блоках опорных роликов стенда. Приборный блок, а также его интерфейс для загрузки ПО, пломбируются. ПО не может быть модифицировано или загружено через какой-либо другой интерфейс после опломбирования.

Аппаратная и программная части, работая совместно, обеспечивают заявленные точности конечных результатов измерений.

Уровень защиты ПО - «средний» в соответствии с Р 50.2.077-2014.

Идентификационные данные программного обеспечения приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Идентификационные данные программного обеспечения

Идентификационные данные (признаки)

Значение

Идентификационное наименование ПО

СТМ

Номер версии (идентификационный номер ПО)

не ниже 10.0

Цифровой идентификатор ПО

-

Таблица 2 - Метрологические характеристики

Наименование

Значение

характеристики

Модификация

3500

4

3500

М-Z*

3000М.

01-Z*

3000М.

02-Z*

13000.

01-Z*

13000.

02-Z*

16000.

01-Z*

16000.0

2-Z*

1500-Z*

6000-4/2

10000-Z*

18000-4/2

Диапазон измерений тормозной силы колеса, кН

от 0 до 181) от 0 до 272)

от 0 до 241)

от 0 до

602)

от 0 до 10

от 0 до 5

от 0 до 25

от 0 до 30

от 0 до 40

Пределы допускаемой относительной погрешности измерений тормозной силы колеса, %

Диапазон измерений усилия на органе управления, Н

Пределы допускаемой относительной погрешности измерений усилия на органе управления, %

Диапазон измерений усилия вталкивания сцепного устройства3), Н

±3

от 0 до 1000

±5

от 0 до 3700

±5

Пределы допускаемой относительной погрешности измерений усилия вталкивания сцепного устройства3), %_

Диапазон измерений массы транспортного средства, приходящейся на ось, кг

от 0 до 3500

от 0 до

35001)

от 0 до

от 0 до

от 0 до

от 0 до

от 0 до 3000

от 0 до 1500

60002)

10000

13000

16000

от 0 до 90001) от 0 до 180002)

Пределы допускаемой относительной погрешности измерений массы транспортного средства, приходящейся на ось, %

±3

Диапазон измерений давления сжатого воздуха4), МПа

от 0 до 1

Пределы допускаемой относительной погрешности измерений давления сжатого воздуха4), %

±5

1)    - при скорости движения автомобиля 4 км/ч

2)    - при скорости движения автомобиля 2 км/ч

3)    - опционально, при заказе потребителем нагружателя сцепного устройства

4)    - опционально, при заказе потребителем манометра

* где Z - имитируемая скорость движения автомобиля: 2км/ч, 4км/ч или 4/2 км/ч

Таблица 3 - Основные технические характеристики стендов мод. 3500-4, мод. 3500 М-Z, мод. 3000M.01-Z, мод. 3000M.02-Z, мод. 1500-Z, мод. 6000-4/2

Наименование характеристики

Значение

Модификация

3500-4

3500 М-Z

3000М.01^

3000М.02^

1500-Z

6000-4/2

Конструктивное исполнение

Моноблок

Моноблок

Моноблок

Би-блок

Моноблок

Моноблок

Средний диаметр роликов, мм

200

207

138

138

138

202

Габаритные размеры (ДхШ*В), мм, не более:

-    блока роликов

-    шкафа управления

2340x680x320

550х460х120

2320x680x320

800х600х250

2300x610x220

800х600х250

2x(1400x750x230)

800х600х250

1400x750x230

800х600х250

2960x680x335

650х500х150

Масса, кг, не более:

-    блока роликов

-    шкафа управления

550

20

550

42

360

42

2x170

42

170

40

800

27

Имитируемая скорость движения автомобиля 1) , км/ч

4

2

4

2

4

2

4

2

4

4/2

Мощность, потребляемая стендом, кВт, не более

7

72)

163)

42)

83)

42)

83)

2,52)

43)

92)

10,53)

Параметры электрического питания:

-    напряжение переменного тока, В

-    частота переменного тока, Гц

380+38-57

50±1

Диапазон рабочих температур блока роликов, °С

от -10 до +40

Средний срок службы, лет, не менее

8

Средняя наработка на отказ, ч, не менее

6000

1)    - имитируемая скорость движения автомобиля зависит от мощности, потребляемой стендом;

2)    - при скорости движения автомобиля 2 км/ч;

3)    - при скорости движения автомобиля 4 км/ч.

Таблица 4 - Основные технические характеристики стендов мод. 10000-Z, мод. 13000.01 -Z, мод. 13000.02-Z, мод. 16000.01-Z, мод. 16000.02-Z, 18000 -4/2_

Наименование характеристики

Значение

Модификация

10000-Z

13000.01-Z

13000.02-Z

16000.01-Z

16000.02-Z

18000-4/2

Конструктивное исполнение

Моноблок

Моноблок

Би-блок

Моноблок

Би-блок

Би-блок

Средний диаметр роликов, мм

207

200

144,5

172

207

207

Габаритные размеры (ДхШ*В),

мм, не более:

- блока роликов

2950x730x340

2950x730x345

2x(1800x730x331)

2950x730x340

2x(2010x800x440)

2x(2010x880x440)

- шкафа управления

800х600х250

800х600х250

800х600х250

800х600х250

800х600х250

650x500x150

Масса, кг, не более:

- блока роликов

860

1150

2x455

945

2x600

2x650

- шкафа управления

50

50

50

50

50

27

Имитируемая скорость движе

2

2

2

2

2

ния автомобиля1), км/ч

4

4

4

4

4

4/2

4/2

4/2

4/2

4/2

4/2

Мощность, потребляемая стен

122)

132)

122)

132)

162)

162)

дом, кВт, не более

233)

253)

233)

253)

313)

193)

Параметры электрического пи

тания:

- напряжение переменного то-

ка, В

380+38-57

- частота переменного тока, Гц

50±1

Рабочий диапазон температур

эксплуатации блока роликов, °С

от -10 до +40

Средний срок службы, лет, не

менее

8

Средняя наработка на отказ, ч,

не менее

6000

1) - имитируемая скорость движения автомобиля зависит от мощности, потребляемой стендом;

2) - при скорости движения автомобиля 2 км/ч;

3) - при скорости движения автомобиля 4 км/ч.

Знак утверждения типа

наносится на маркировочную табличку стендов тормозных универсальных СТМ методом наклеивания и на титульный лист руководства по эксплуатации методом печати.

Комплектность

Таблица 5 - Комплектность средства измерений

Наименование

Обозначение

Количество

Опорное роликовое устройство (блок роликов)

-

1 шт. *

Шкаф или стойка управления (по заказу)

-

1 шт.

Светофор

-

1 шт.

Датчик усилия

-

1 шт.

Нагружатель сцепного устройства

-

По заказу

Персональный ПК

-

По заказу

Портативный ПК

-

По заказу

USB-адаптер СТМ

-

1 шт.

Комплект аппарелей (наездов)

-

По заказу

Комплект кабелей

-

1 шт.

ПО СТМ

-.

1 шт.

Рычаг поверочный

-

По заказу

Устройство нагружающее для поверки датчиков веса

-

По заказу

Силозадающее устройство

-

По заказу

Принтер

-

По заказу

Манометр, класс точности 4 ГОСТ 2405-88.

-

По заказу

Комплект монтажных элементов

-

1 шт.

Паспорт

-

1 экз.

Руководство по эксплуатации

-

1 экз.

Инструкция по монтажу

-

1 экз.

00М.02^; 13000.02-Z; 16000.02-Z; 18000-4/2

* - 2шт., для модификаций -30

Сведения о методах измерений

приведены в разделе 1.1.4 руководств по эксплуатации:

-    М 220.200.00.00-01 РЭ «Стенды тормозные универсальные СТМ, мод. 1500-Z. Руководство по эксплуатации»;

-    М 420.000.00.00 РЭ «Стенды тормозные универсальные СТМ, мод. 3000М.01^. Руководство по эксплуатации»;

-    М 220.200.00.00 РЭ «Стенды тормозные универсальные СТМ, мод. 3000М.02^. Руководство по эксплуатации»;

-    М 020.000.00.00 РЭ «Стенды тормозные универсальные СТМ, мод. 3500-4. Руководство по эксплуатации»;

-    М 220.000.00.00 РЭ «Стенды тормозные универсальные СТМ, мод. 3500М^. Руководство по эксплуатации»;

-    М 341.000.00.00 РЭ «Стенды тормозные универсальные СТМ, мод. 6000-4/2. Руководство по эксплуатации»;

-    М 141.000.00.00 РЭ «Стенды тормозные универсальные СТМ, мод. 10000-Z. Руководство по эксплуатации»;

-    М 159.000.00.00 РЭ «Стенды тормозные универсальные СТМ, мод. 13000.01-Z. Руководство по эксплуатации»;

-    М 159.400.00.00 РЭ «Стенды тормозные универсальные СТМ, мод. 13000.02-Z. Руководство по эксплуатации»;

-    М 159.300.00.00 РЭ «Стенды тормозные универсальные СТМ, мод. 16000.01-Z. Руководство по эксплуатации»;

-    М 059.000.00.00-01 РЭ «Стенды тормозные универсальные СТМ, мод. 16000.02-Z. Руководство по эксплуатации»;

-    М 259.000.00.00 РЭ «Стенды тормозные универсальные СТМ, мод. 18000-4/2. Руководство по эксплуатации».

Нормативные документы

Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 октября 2019 г. N 2498 «Об утверждении государственной поверочной схемы для средств измерений силы»

ГОСТ 33997-2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки»;

Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 6 декабря 2011 г. № 1677 «Об утверждении основных технических характеристик средств технического диагностирования и их перечня»;

ТУ 26.51.66.190-020-21298618-2021 «Стенды тормозные универсальные СТМ. Технические условия»

Развернуть полное описание