Тележки аэродромные электромеханические для измерения коэффициента сцепления на ИВПП АТЭМ-ВВС. Характеристики, описание, методика поверки.
Госреестр средств измерений РФ на основании сведений из ФГИС “АРШИН”

Тележки аэродромные электромеханические для измерения коэффициента сцепления на ИВПП АТЭМ-ВВС

Основные
Тип АТЭМ-ВВС
Год регистрации 2008
Дата протокола 13 от 11.12.08 п.70
Класс СИ 28.04
Номер сертификата 33739, 33739В
Срок действия сертификата 01.01.2014
Страна-производитель  Россия 
Технические условия на выпуск ЕКЖБ.468331.002 ТУ
Тип сертификата (C - серия/E - партия) С

Назначение

Тележки аэродромные электромеханические для измерения коэффициента сцепления на ИВПП (АТЭМ-ВВС) (далее по тексту - АТЭМ-ВВС) предназначены для измерений силы от трения и применяются в ВВС и гражданской авиации для оценки фрикционных свойств искусственных аэродромных покрытий.

Описание

Принцип действия АТЭМ-ВВС основан на измерении силы от трения каждого из двух измерительных колес о поверхность искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП), вычислении коэффициента сцепления (КС) и независимом от измерения сил от трения поддержании заданного значения скольжения измерительных колес.

Измерительные колеса имеют индикаторы предельного износа, до полного износа которых гарантируется постоянство площади «пятна контакта» протектора измерительных колес с поверхностью ИВПП. Обеспечение поддержания заданного скольжения измерительных колес осуществляется с помощью управляемого сброса энергии на блок резисторов с выхода генератора, кинематически связанного через коробку переключения передачи с измерительными колесами. Определение силы от трения каждого из двух измерительных колес о поверхность ИВПП осуществляется с помощью электронно-механического измерителя силы (ЭМИС), установленного между подвижной ступицей измерительного колеса и неподвижной рамой тележки. Значение КС определяется как отношение измеренных значений силы от трения к весу, нагружаемому на каждое колесо при торможении.

Конструктивно АТЭМ-ВВС состоит из прицепного устройства в виде двухколесного шасси - измерителя фрикционных свойств (ИФС), буксируемого за автомобилем по ИВПП; блока измерения и обработки КС (БИО-ВПП), предназначенного для управления режимами работы ИФС и индикации результатов измерений и располагающегося в буксирующем автомобиле; и рабочего места оператора (PM-ВПП), предназначенного для приема результатов расчета КС по радиоканалу на командно-диспетчерском пункте аэродрома.

БИО-ВПП представляет собой ударопрочную пластмассовую коробку с прозрачной крышкой, под которой расположены органы управления и индикации. ИФС и БИО-ВПП соединены между собой через последовательный интерфейс RS232C.

PM-ВПП представляет собой полнофункциональный персональный компьютер (ноутбук) со встроенным радиомодемом для приема информации от ИФС. ИФС и PM-ВПП информационно связаны по радиоканалу на расстоянии до 5 км.

Индикация результатов определения КС осуществляется на жидкокристаллическом дисплее БИО-ВПП и (или) на экране монитора персонального компьютера РМ-ВПП.

По условиям эксплуатации АТЭМ-ВВС удовлетворяет требованиям ГОСТ РВ 20.39.304-98:

ИФС - гр. 1.10 с диапазоном рабочих температур от минус 40 до 50 °C и относительной влажностью окружающего воздуха до 98 % при температуре 25 °C без предъявления требований по механическим ударам одиночного и многократного действия, изменения температуры среды, пониженной влажности, солнечного излучения, соленого (морского) тумана, плесневых грибов.

статической (динамической) пыли (песка), воздушного потока, рабочих растворов и агрессивных сред;

БИО-ВПП - гр. 1.10 с диапазоном рабочих температур от минус 20 до 50 °C и относительной влажностью окружающего воздуха до 98 % при температуре 25 °C без предъявления требований по механическим воздействиям, изменения температуры среды, пониженной влажности, солнечного излучения, атмосферных выпадающих и конденсированных осадков, соленого (морского) тумана, плесневых грибов, статической (динамической) пыли (песка), воздушного потока, рабочих растворов и агрессивных сред;

РМ-ВПП - гр. 1.1 УХЛ с диапазоном рабочих температур от 10 до 50 °C и относительной влажностью окружающего воздуха от 30 до 80 % при температуре 25 °C без предъявления требований по механическим воздействиям, изменения температуры среды, пониженной влажности, атмосферных выпадающих и конденсированных осадков, соленого (морского) тумана, плесневых грибов, статической (динамической) пыли (песка), рабочих растворов и агрессивных сред.

Технические характеристики

Основные технические характеристики АТЭМ-ВВС приведены в таблице.

Наименование технической характеристики

Значения технической характеристики

Диапазон измерений силы от трения, соответствующей значениям КС от 0 до 0,85, Н (кгс)

от 0 до 686 (от 0 до 70)

Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений силы от трения, Н (кгс)

±9,8 (± 1)

Параметры измерительных колес:

диаметр в ненагруженном состоянии, мм

давление в шине, кПа

нормальная нагрузка на покрытие в статическом состоянии, Н протектор

400 ± 20

100 ± 10

1000± 100 гладкий, с продольными канавками и индикаторами износа

Напряжение питания, В: постоянного тока ИФС постоянного тока БИО-ВПП переменного тока РМ-ВПП частотой 50 Гц

12± 1,2

12± 1,2

220 ± 22

Потребляемая мощность, не более:

ИФС, Вт

БИО-ВПП, Вт

РМ-ВПП, В-А

20

20

500

Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм, не более:

ИФС (без проблескового маяка и антенны)

БИО-ВПП (без ручки)

РМ-ВПП

2500 х 1830x 920 250 х 200 х 170 800 х 800 х 1300

Масса, кг, не более:

ИФС

БИО-ВПП

РМ-ВПП

350 3

18

Срок службы, лет

10

Знак утверждения типа

Знак утверждения типа наносится: методом компьютерной графики на руководство по эксплуатации АТЭМ-ВВС, паспорта на АТЭМ-ВВС, ИФС, БИО-ВПП и ЭМИС; методом металлографики на заводскую табличку ИФС, расположенную на задней панели, на лицевую панель БИО-ВПП и на заводскую табличку ЭМИС.

Комплектность

В комплект поставки входят: ИФС (с двумя ЭМИС), БИО-ВПП, PM-ВПП, комплект ЗИП, стенд калибровочный, комплект эксплуатационной документации, методика поверки.

Поверка

Поверка АТЭМ-ВВС проводится в соответствии с документом: «Тележка аэродромная электромеханическая для измерения коэффициента сцепления на ИВПП (АТЭМ-ВВС). Методика поверки», утвержденным руководителем ГЦИ СИ ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева» и начальником ГЦИ СИ «Воентест» 32 ГНИИИ МО РФ в июле 2008 г. и входящим в комплект поставки.

Средства поверки: динамометр переносной эталонный 3 разряда ДОР-З-И (ТУ 4273-015-27414051-2004), весы электронные тензометрические для статического взвешивания П с НПВ 300 кг (ТУ 4274-003-56692889-2005).

Межповерочный интервал - 1 год.

Нормативные документы

ГОСТ РВ 20.39.304-98.

Технические условия ЕКЖБ.468331.002 ТУ.

Заключение

Тип тележки аэродромной электромеханической для измерения коэффициента сцепления на ИВПП (АТЭМ-ВВС) утвержден с техническими и метрологическими характеристиками, приведенными в настоящем описании типа, метрологически обеспечен при выпуске из производства и в эксплуатации.

Развернуть полное описание