Назначение
Устройства для контроля геометрических параметров автодорог КП-232 РДТ и КП-232э РДТ (далее - устройства) предназначены для:
- измерений параметров уклонов, геометрических элементов и толщины слоев покрытий автодорог по ГОСТ 33383-2015, неровностей оснований и покрытий автодорог и аэродромов по ГОСТ Р 56925-2016, а также измерений крутизны заложения откосов и насыпей автодорог;
- измерений длины пути, пройденного колесами курвиметров на поверхностях с твердым покрытием;
- получения данных для расчета «радиусов кривых» автодорог.
Описание
Устройства представляют собой сборную конструкцию, состоящую из нескольких основных компонентов. На рейке дорожной, приведенной в рабочее положение, с помощью замков шарнирных, закрепляются два курвиметра дорожных и механизм транспортирования. При движении устройства по поверхности дороги, рейка измеряет уклоны, а каждый из курвиметров измеряет длину пройденного колесом курвиметра пути. Значения длины пройденного пути используют для математического расчета «радиусов кривых» автодорог. При опускании рейки на поверхность автодороги измеряют неровности и геометрические элементы поверхности. При перемещении рейки на откос (насыпь) измеряют крутизну.
Устройства изготавливаются двух моделей:
- КП-232 РДТ - с механическим блоком измерений уклонов рейки и электронными блоками измерений курвиметров;
- КП-232э РДТ - с электронным блоком измерений уклонов рейки, электронными блоками измерений курвиметров.
Модель КП-232э РДТ дополнительно (по заявке Заказчика) может комплектоваться системой беспроводной передачи измеренных данных на мобильный девайс.
Рейка дорожная состоит из жёсткого прямолинейного профиля трехсекционной конструкции, блока измерений уклонов, эклиметра и промерника клинового. Секции профиля изготовлены из алюминиевых сплавов. Каждая секция представляет собой полый профиль прямоугольного сечения. Секции профиля соединены между собой шарнирами, и в рабочем состоянии фиксируются стяжными винтами, расположенными внутри центральной секции профиля. На боковой грани профиля рейки нанесены метки, предназначенные для определения мест измерений промерником клиновым неровностей (просветов под рейкой, или зазора), и нанесена шкала, предназначенная для измерений длины различных объектов.
В состав рейки входит промерник клиновой, который представляет собой клин с определенным углом наклона. На верхнюю измерительную плоскую грань нанесены две шкалы. Первая предназначена для измерений неровностей (просветов под рейкой, или зазора), а вторая -для измерений толщины слоев покрытий. Промерник закреплен во внутренней полости крайней секции рейки.
На центральной секции реек закреплен механический (для модели КП-232 РДТ) или электронный (для модели КП-232э РДТ) блок измерений уклонов (уклономер), эклиметр и ручка для переноски. Уклономер - прибор для точного определения уклона поверхности относительно горизонта. В модели КП-232 РДТ он представляет собой механизм с изменяемым относительно горизонта положением ампулы уровня. Механизм поворота ампулы (лимб) имеет шкалу, проградуированную в промиллях (%о), с помощью которой производится отсчет показаний уклона после установки ампулы в горизонтальное положение.
В модели КП-232э РДТ уклономер представляет собой электронный прибор на основе инклинометра с цифровым отсчетным устройством, в качестве которого применяется жидкокристаллический индикатор. Эклиметр - устройство для приближенного определения уклона поверхности относительно горизонта. Он представляет собой свободно вращающийся на оси диск со смещенным от оси центром тяжести. На цилиндрической поверхности диска, в обе стороны от нулевой отметки, нанесены риски и соответствующие им значения уклонов (1:1; 1:1,5; 1:2; 1:3).
Курвиметры дорожные состоят из колеса, закрепленного на штанге, и электронного счетчика длины пройденного пути. В нижней части штанги установлена откидная подставка. Штанга курвиметра складная, с шарнирным соединением. В верхней части штанги расположена ручка с кнопкой торможения колеса. Вращение колеса контролируется расположенным в блоке индикации оптоэлектронным преобразователем. Информация с него преобразуется в длину пройденного пути и отображается в цифровом виде на жидкокристаллическом индикаторе.
Общий внешний вид устройств представлен на рисунках 1 и 2. Внешний вид основных компонентов устройств представлен на рисунках 3 - 9. Место пломбировки от несанкционированного доступа представлено на рисунках 5 - 7. Опломбированию подлежат места крепления блоков индикации курвиметра и блоков измерений уклонов реек.
Программное обеспечение
отсутствует.
Технические характеристики
Таблица 1 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики | Значение для |
КП-232 РДТ | э 2 3Т ПР К |
Диапазон измерений уклонов, % | от -56 до +120 | от -100 до +100 |
Цена деления лимба механического блока рейки, % | 1 | - |
Шаг дискретности цифрового отсчетного устройства рейки, % | - | 0,01 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений уклонов рейкой, % | ±2 | ±0,5 |
Номинальное значение и допускаемое отклонение длины рейки в рабочем состоянии, мм | 3000±2 |
Номинальное значение и допускаемое отклонение расстояния между курвиметрами, закрепленными на рейке в рабочем состоянии, мм | 2300±5 |
Номинальное значение и допускаемое отклонение ширины опорной грани рейки, мм | 50±2 |
Отклонение от прямолинейности продольного профиля опорной грани рейки, мм, не более | 0,2 |
Прогиб рейки от собственного веса в середине пролета длиной 2900 мм, мм, не более | 0,4 |
Отклонение боковой грани рейки от прямолинейности, мм, не более | 10 |
Номинальное значение и допускаемое отклонение шага рисок на боковой грани рейки, и расстояния от крайних рисок до торцов рейки, мм | 5±2 |
Номинальное значение и допускаемое отклонение шага меток на боковой грани рейки, и расстояния от крайних меток до торцов рейки, мм | 500±2 |
Диапазон измерений крутизны заложения откосов и насыпей по шкале эклиметра рейки | от 0 до 1:1 |
Градуировка шкалы эклиметра рейки (в обе стороны) | 1:3; 1:2; 1:1,5; 1:1 |
Отклонение от номинального положения рисок шкалы эклиметра рейки, не более | '/г интервала до соседней риски |
Номинальное значение и допускаемое отклонение ширины плоских граней промерника клинового, мм | 50±0,5 |
Номинальное значение и допускаемое отклонение угла между поверхностями граней промерника | 5°45'±5' |
Диапазон измерений промерником, мм: - неровностей (просветов под рейкой, или зазора) - толщины слоев покрытии | от 1 до 15 от 5 до 150 |
Цена деления шкалы измерений промерника, мм: - неровностей (просветов под рейкой, или зазора) - толщины слоев покрытии | 1 5 |
Номинальное значение и допускаемое отклонение шага рисок на измерительной грани шкалы измерений промерника, мм: - неровностей (просветов под рейкой, или зазора) - толщины слоев покрытии | 10±0,1 5±0,2 |
Диапазон измерений длины пройденного пути, м | от 0 до 1999,99 |
Шаг дискретности цифрового отсчетного устройства курвиметра, м | 0,01 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений длины пройденного пути, м - в диапазоне от 0 до 1 м включ. - в диапазоне св. 1 до 1999,99 м * где L - действительное значение измеряемой величины, м | ±0,02 ±(0,005 L+0,01)* |
Таблица 2 - Основные технические характеристики
Наименование характеристики | Значение для |
КП-232 РДТ | КП-232э РДТ |
Габаритные размеры устройства в рабочем состоянии, без упаковки, мм, не более: - длина - ширина - высота | 1000 3002 980 |
Масса устройства в рабочем состоянии, кг, не более | 20 |
Масса устройства в транспортном состоянии, кг, не более | 31 |
Условия эксплуатации: - диапазон рабочих температур, °С - относительная влажность окружающего воздуха, %, не более | от -10 до +40 98 | от 0 до +40 80 |
Средний срок службы, лет, не менее | 5 |
Знак утверждения типа
наносится типографским способом на титульный лист руководства по эксплуатации и фотохимическим способом на маркировочные таблички, устанавливаемые на:
- на верхней (или боковой) поверхности каркаса механизма транспортирования;
- на верхней поверхности центральной секции профиля рейки;
- на блоках индикации курвиметров.
Комплектность
Таблица 3 - Комплектность средства измерений
Наименование | Обозначение | Кол-во |
Устройство КП-232 РД | (Т |
Механизм транспортирования | РДТ 049.00.00.000 | 1 |
Замок шарнирный курвиметра | РДТ 049.01.18.000 | 2 |
Ключ торцовый | 7812-0377 | 1 |
Футляр для устройства | | 1 |
Курвиметр дорожный | СНПЦ 011.00.00.000 | 2 |
Комплект элементов питания | | 2 |
Чехол для курвиметра | | 2 |
Рейка дорожная | РДТ 343.00.00.000 | 1 |
Промерник клиновой | РДТ 343.07.00.000 | 1 |
Чехол для рейки | | 1 |
Руководство по эксплуатации | РЭ РДТ 049-2020 | 1 |
Методика поверки | МП РДТ 049-2020 | 1 |
Устройство КП-232-01 РДТ |
Курвиметр дорожный | СНПЦ 011.00.00.000 | 1 |
Комплект элементов питания | | 1 |
Чехол для курвиметра | | 1 |
Руководство по эксплуатации | РЭ РДТ 011-2020 | 1 |
Методика поверки | МП РДТ 049-2020 | 1 |
Устройство КП-232э РДТ |
Механизм транспортирования | РДТ 049.00.00.000 | 1 |
Замок шарнирный курвиметра | РДТ 049.01.18.000 | |
Ключ торцовый | 7812-0377 | 1 |
Продолжение таблицы 3
Футляр для устройства | | 1 |
Курвиметр дорожный | СНПЦ 011.00.00.000 | 2 |
Комплект элементов питания | | 2 |
Чехол для курвиметра | | 2 |
Рейка дорожная | РДТ 344.00.00.000 | 1 |
Зарядное устройство с кабелем | | 1 |
Промерник клиновой | РДТ 343.07.00.000 | 1 |
Чехол для рейки | | 1 |
Мобильный девайс (планшет, смартфон, ноутбук и т.п) | | 1* |
Руководство по эксплуатации | РЭ РДТ 050-2020 | 1 |
Методика поверки | МП РДТ 049-2020 | 1 |
* тип девайса и необходимость поставки определяется при Заказе |
Поверка
осуществляется по документу МП РДТ 049-2020 «ГСИ. Устройства для контроля геометрических параметров автодорог КП-232 РДТ и КП-232э РДТ. Методика поверки», утвержденному ФБУ «Саратовский ЦСМ им. Б. А. Дубовикова» 27.03.2020 г.
Основные средства поверки:
- рулетка измерительная металлическая PR100/5, (0-100) м, КТ2 по ГОСТ 7502-98 (рег. № 22003-07);
- рулетка измерительная металлическая Р5УЗК, (0-5) м, КТ3 по ГОСТ 7502-98 (рег. № 35279-07);
- линейка поверочная ШД-3000, КТ2 по ГОСТ 8026-92 (рег. № 3617-73);
- уровень брусковый, 250 мм, ПГ±0,15 мм/м, ГОСТ 9392-89 (рег. № 36894-08);
- меры длины концевые плоскопараллельные 3-Н2, 3-Н18, ГОСТ 9038-90 (рег. № 38376-13);
- штангенциркуль ШЦ-П-250-0,05, ГОСТ 166-89 (рег. № 25387-03);
- штангенрейсмас ШР-400-0,05, ГОСТ 164-90 (рег. № 198-92);
- наборы щупов №1 и №4, КТ2 по ГОСТ 882-75 (рег. № 369-73);
- лупа измерительная ЛИ-3-10х, ГОСТ 25706-83 (рег. № 62981-16);
- угломер с нониусом, тип 1-2, ГОСТ 5378-88 (рег. № 317-05).
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик, поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке.
Сведения о методах измерений
приведены в эксплуатационном документе.
Нормативные документы
ГОСТ 33383-2015. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Методы определения параметров
ГОСТ Р 56925-2016. Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий
ТУ 26.51.33-087-00858763-2019. Устройства для контроля геометрических параметров автодорог КП-232 РДТ и КП-232э РДТ. Технические условия