Устройства для контроля геометрических параметров автодорог КП-232 РДТ и КП-232э РДТ. Характеристики, описание, методика поверки.
Госреестр средств измерений РФ на основании сведений из ФГИС “АРШИН”

Устройства для контроля геометрических параметров автодорог КП-232 РДТ и КП-232э РДТ

Основные
Тип
Зарегистрировано поверок 43
Межповерочный интервал / Периодичность поверки 1 год
Найдено поверителей 4

Назначение

Устройства для контроля геометрических параметров автодорог КП-232 РДТ и КП-232э РДТ (далее - устройства) предназначены для:

-    измерений параметров уклонов, геометрических элементов и толщины слоев покрытий автодорог по ГОСТ 33383-2015, неровностей оснований и покрытий автодорог и аэродромов по ГОСТ Р 56925-2016, а также измерений крутизны заложения откосов и насыпей автодорог;

-    измерений длины пути, пройденного колесами курвиметров на поверхностях с твердым покрытием;

-    получения данных для расчета «радиусов кривых» автодорог.

Описание

Устройства представляют собой сборную конструкцию, состоящую из нескольких основных компонентов. На рейке дорожной, приведенной в рабочее положение, с помощью замков шарнирных, закрепляются два курвиметра дорожных и механизм транспортирования. При движении устройства по поверхности дороги, рейка измеряет уклоны, а каждый из курвиметров измеряет длину пройденного колесом курвиметра пути. Значения длины пройденного пути используют для математического расчета «радиусов кривых» автодорог. При опускании рейки на поверхность автодороги измеряют неровности и геометрические элементы поверхности. При перемещении рейки на откос (насыпь) измеряют крутизну.

Устройства изготавливаются двух моделей:

-    КП-232 РДТ - с механическим блоком измерений уклонов рейки и электронными блоками измерений курвиметров;

-    КП-232э РДТ - с электронным блоком измерений уклонов рейки, электронными блоками измерений курвиметров.

Модель КП-232э РДТ дополнительно (по заявке Заказчика) может комплектоваться системой беспроводной передачи измеренных данных на мобильный девайс.

Рейка дорожная состоит из жёсткого прямолинейного профиля трехсекционной конструкции, блока измерений уклонов, эклиметра и промерника клинового. Секции профиля изготовлены из алюминиевых сплавов. Каждая секция представляет собой полый профиль прямоугольного сечения. Секции профиля соединены между собой шарнирами, и в рабочем состоянии фиксируются стяжными винтами, расположенными внутри центральной секции профиля. На боковой грани профиля рейки нанесены метки, предназначенные для определения мест измерений промерником клиновым неровностей (просветов под рейкой, или зазора), и нанесена шкала, предназначенная для измерений длины различных объектов.

В состав рейки входит промерник клиновой, который представляет собой клин с определенным углом наклона. На верхнюю измерительную плоскую грань нанесены две шкалы. Первая предназначена для измерений неровностей (просветов под рейкой, или зазора), а вторая -для измерений толщины слоев покрытий. Промерник закреплен во внутренней полости крайней секции рейки.

На центральной секции реек закреплен механический (для модели КП-232 РДТ) или электронный (для модели КП-232э РДТ) блок измерений уклонов (уклономер), эклиметр и ручка для переноски. Уклономер - прибор для точного определения уклона поверхности относительно горизонта. В модели КП-232 РДТ он представляет собой механизм с изменяемым относительно горизонта положением ампулы уровня. Механизм поворота ампулы (лимб) имеет шкалу, проградуированную в промиллях (%о), с помощью которой производится отсчет показаний уклона после установки ампулы в горизонтальное положение.

В модели КП-232э РДТ уклономер представляет собой электронный прибор на основе инклинометра с цифровым отсчетным устройством, в качестве которого применяется жидкокристаллический индикатор. Эклиметр - устройство для приближенного определения уклона поверхности относительно горизонта. Он представляет собой свободно вращающийся на оси диск со смещенным от оси центром тяжести. На цилиндрической поверхности диска, в обе стороны от нулевой отметки, нанесены риски и соответствующие им значения уклонов (1:1; 1:1,5; 1:2; 1:3).

Курвиметры дорожные состоят из колеса, закрепленного на штанге, и электронного счетчика длины пройденного пути. В нижней части штанги установлена откидная подставка. Штанга курвиметра складная, с шарнирным соединением. В верхней части штанги расположена ручка с кнопкой торможения колеса. Вращение колеса контролируется расположенным в блоке индикации оптоэлектронным преобразователем. Информация с него преобразуется в длину пройденного пути и отображается в цифровом виде на жидкокристаллическом индикаторе.

Общий внешний вид устройств представлен на рисунках 1 и 2. Внешний вид основных компонентов устройств представлен на рисунках 3 - 9. Место пломбировки от несанкционированного доступа представлено на рисунках 5 - 7. Опломбированию подлежат места крепления блоков индикации курвиметра и блоков измерений уклонов реек.

Программное обеспечение

отсутствует.

Технические характеристики

Таблица 1 - Метрологические характеристики

Наименование характеристики

Значение для

КП-232

РДТ

э

2

ПР

К

Диапазон измерений уклонов, %

от -56 до +120

от -100 до +100

Цена деления лимба механического блока рейки, %

1

-

Шаг дискретности цифрового отсчетного устройства рейки, %

-

0,01

Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений уклонов рейкой, %

±2

±0,5

Номинальное значение и допускаемое отклонение длины рейки в рабочем состоянии, мм

3000±2

Номинальное значение и допускаемое отклонение расстояния между курвиметрами, закрепленными на рейке в рабочем состоянии, мм

2300±5

Номинальное значение и допускаемое отклонение ширины опорной грани рейки, мм

50±2

Отклонение от прямолинейности продольного профиля опорной грани рейки, мм, не более

0,2

Прогиб рейки от собственного веса в середине пролета длиной 2900 мм, мм, не более

0,4

Отклонение боковой грани рейки от прямолинейности, мм, не более

10

Номинальное значение и допускаемое отклонение шага рисок на боковой грани рейки, и расстояния от крайних рисок до торцов рейки, мм

5±2

Номинальное значение и допускаемое отклонение шага меток на боковой грани рейки, и расстояния от крайних меток до торцов рейки, мм

500±2

Диапазон измерений крутизны заложения откосов и насыпей по шкале эклиметра рейки

от 0 до 1:1

Градуировка шкалы эклиметра рейки (в обе стороны)

1:3; 1:2; 1:1,5; 1:1

Отклонение от номинального положения рисок шкалы эклиметра рейки, не более

'/г интервала до соседней риски

Номинальное значение и допускаемое отклонение ширины плоских граней промерника клинового, мм

50±0,5

Номинальное значение и допускаемое отклонение угла между поверхностями граней промерника

5°45'±5'

Диапазон измерений промерником, мм:

-    неровностей (просветов под рейкой, или зазора)

-    толщины слоев покрытии

от 1 до 15 от 5 до 150

Цена деления шкалы измерений промерника, мм:

-    неровностей (просветов под рейкой, или зазора)

-    толщины слоев покрытии

1

5

Номинальное значение и допускаемое отклонение шага рисок на измерительной грани шкалы измерений промерника, мм:

-    неровностей (просветов под рейкой, или зазора)

-    толщины слоев покрытии

10±0,1

5±0,2

Диапазон измерений длины пройденного пути, м

от 0 до 1999,99

Шаг дискретности цифрового отсчетного устройства курвиметра, м

0,01

Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений длины пройденного пути, м

-    в диапазоне от 0 до 1 м включ.

-    в диапазоне св. 1 до 1999,99 м

* где L - действительное значение измеряемой величины, м

±0,02 ±(0,005 L+0,01)*

Таблица 2 - Основные технические характеристики

Наименование характеристики

Значение для

КП-232 РДТ

КП-232э РДТ

Габаритные размеры устройства в рабочем состоянии, без упаковки, мм, не более:

-    длина

-    ширина

-    высота

1000

3002

980

Масса устройства в рабочем состоянии, кг, не более

20

Масса устройства в транспортном состоянии, кг, не более

31

Условия эксплуатации:

-    диапазон рабочих температур, °С

-    относительная влажность окружающего воздуха, %, не более

от -10 до +40 98

от 0 до +40 80

Средний срок службы, лет, не менее

5

Знак утверждения типа

наносится типографским способом на титульный лист руководства по эксплуатации и фотохимическим способом на маркировочные таблички, устанавливаемые на:

-    на верхней (или боковой) поверхности каркаса механизма транспортирования;

-    на верхней поверхности центральной секции профиля рейки;

-    на блоках индикации курвиметров.

Комплектность

Таблица 3 - Комплектность средства измерений

Наименование

Обозначение

Кол-во

Устройство КП-232 РД

Механизм транспортирования

РДТ 049.00.00.000

1

Замок шарнирный курвиметра

РДТ 049.01.18.000

2

Ключ торцовый

7812-0377

1

Футляр для устройства

1

Курвиметр дорожный

СНПЦ 011.00.00.000

2

Комплект элементов питания

2

Чехол для курвиметра

2

Рейка дорожная

РДТ 343.00.00.000

1

Промерник клиновой

РДТ 343.07.00.000

1

Чехол для рейки

1

Руководство по эксплуатации

РЭ РДТ 049-2020

1

Методика поверки

МП РДТ 049-2020

1

Устройство КП-232-01 РДТ

Курвиметр дорожный

СНПЦ 011.00.00.000

1

Комплект элементов питания

1

Чехол для курвиметра

1

Руководство по эксплуатации

РЭ РДТ 011-2020

1

Методика поверки

МП РДТ 049-2020

1

Устройство КП-232э РДТ

Механизм транспортирования

РДТ 049.00.00.000

1

Замок шарнирный курвиметра

РДТ 049.01.18.000

Ключ торцовый

7812-0377

1

Продолжение таблицы 3

Футляр для устройства

1

Курвиметр дорожный

СНПЦ 011.00.00.000

2

Комплект элементов питания

2

Чехол для курвиметра

2

Рейка дорожная

РДТ 344.00.00.000

1

Зарядное устройство с кабелем

1

Промерник клиновой

РДТ 343.07.00.000

1

Чехол для рейки

1

Мобильный девайс (планшет, смартфон, ноутбук и т.п)

1*

Руководство по эксплуатации

РЭ РДТ 050-2020

1

Методика поверки

МП РДТ 049-2020

1

* тип девайса и необходимость поставки определяется при Заказе

Поверка

осуществляется по документу МП РДТ 049-2020 «ГСИ. Устройства для контроля геометрических параметров автодорог КП-232 РДТ и КП-232э РДТ. Методика поверки», утвержденному ФБУ «Саратовский ЦСМ им. Б. А. Дубовикова» 27.03.2020 г.

Основные средства поверки:

-    рулетка измерительная металлическая PR100/5, (0-100) м, КТ2 по ГОСТ 7502-98 (рег. № 22003-07);

-    рулетка измерительная металлическая Р5УЗК, (0-5) м, КТ3 по ГОСТ 7502-98 (рег. № 35279-07);

-    линейка поверочная ШД-3000, КТ2 по ГОСТ 8026-92 (рег. № 3617-73);

-    уровень брусковый, 250 мм, ПГ±0,15 мм/м, ГОСТ 9392-89 (рег. № 36894-08);

-    меры длины концевые плоскопараллельные 3-Н2, 3-Н18, ГОСТ 9038-90 (рег. № 38376-13);

-    штангенциркуль ШЦ-П-250-0,05, ГОСТ 166-89 (рег. № 25387-03);

-    штангенрейсмас ШР-400-0,05, ГОСТ 164-90 (рег. № 198-92);

-    наборы щупов №1 и №4, КТ2 по ГОСТ 882-75 (рег. № 369-73);

-    лупа измерительная ЛИ-3-10х, ГОСТ 25706-83 (рег. № 62981-16);

-    угломер с нониусом, тип 1-2, ГОСТ 5378-88 (рег. № 317-05).

Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик, поверяемых СИ с требуемой точностью.

Знак поверки наносится на свидетельство о поверке.

Сведения о методах измерений

приведены в эксплуатационном документе.

Нормативные документы

ГОСТ 33383-2015. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Методы определения параметров

ГОСТ Р 56925-2016. Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий

ТУ 26.51.33-087-00858763-2019. Устройства для контроля геометрических параметров автодорог КП-232 РДТ и КП-232э РДТ. Технические условия

Развернуть полное описание