Назначение
Устройство контроля прямолинейности рельсов «ЭЛЕКОН» (далее — Устройство) предназначено для измерения проекций железнодорожных рельсов на вертикальную и горизонтальную плоскости от прямой линии на заданном отрезке базовой длины.
Описание
Принцип работы Устройства основан на определении при помощи радиочастотных датчиков расстояния до контролируемой поверхности. Принцип работы датчиков основан на изменении добротности колебательного контура, а также его индуктивной составляющей и связанного с этим изменением генерируемой им частоты.
Контролируемый рельс транспортируется при помощи механизмов перемещения через зону контроля, где установлены радиочастотные датчики для бесконтактного измерения расстояния до контролируемой поверхности. Одна группа датчиков служит для измерений прямолинейности поверхности катания рельса (в вертикальной плоскости), а другая - для измерений прямолинейности боковой поверхности (в горизонтальной плоскости). Каждый из датчиков имеет собственную частоту, или так называемую "частотно-зазорную" характеристику. Операционный блок, измерив текущую частоту сигнала, поступившего от любого датчика и зная его "частотно-зазорную" характеристику, может определить текущий расстояние до измеряемой плоскости.
Полученная таким образом информация с датчиков используется для анализа прямолинейности рельса и аналитически рассчитывается операционным блоком.
Затем, числовой массив местных прогибов по каждой плоскости сравнивается с соответствующими браковочными уровнями, после чего принимается решение об отнесении проконтролированного рельса к тому или иному сорту по критериям прямолинейности. Операционный блок при помощи краскоотметчиков автоматически помечает проконтролированный рельс. Общий вид Устройства представлен на рисунке 1, операционного блока - на рисунке 2.
Место нанесения Знака утверждения типа
Рисунок 1 - Общий вид Устройства
Места пломбирования
Рисунок 2 - Операционный блок
Программное обеспечение
Уровень защиты программного обеспечения по МИ 3286 - С.
Идентификационные данные программного обеспечения приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Идентификационные данные программного обеспечения
Наименование программного обеспечения | Идентификационно е наименование программного обеспечения | Номер версии (идентификационный номер) программного обеспечения | Цифровой идентификатор программного обеспечения (контрольная сумма исполняемого кода) | Алгоритм вычисления цифрового идентификатора программного обеспечения |
elecon | elecon.exe | V 2.14 | 1E18 | CRC16 |
ele adj | ele adj.exe | V 2.14 | 25A1 | CRC16 |
el cfg | el cfg.exe | V 2.14 | 7AA1 | CRC16 |
ele rl | ele _rl.exe | V 2.14 | 2E12 | CRC16 |
Технические характеристики
Скорость движения рельса в зоне контроля, не более, м/с
Протяженность измерительной базы, м
Принцип измерения прямолинейности 3-х точечный
Число контролируемых плоскостей
Количество измерительных датчиков, шт
Средняя разрешающая способность измерений, не более, мкм
в вертикальной плоскости (поверхность катания)
в горизонтальной плоскости (боковая поверхность)
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений прямолинейности движущегося рельса, мкм
в вертикальной плоскости
в горизонтальной плоскости
Размах колебаний рельса во время движения в зоне измерительных датчиков, не более
в вертикальной плоскости, мм
в горизонтальной плоскости, мм
Продолжительность цикла сканирования, не более, мс
Температура окружающего воздуха:
в зоне операционного блока, °С (20+10)
в зоне датчиков, °С (20 +350 )
Относительная влажность, % (30:80)
Атмосферное давление, кПа (84:106,7)
Напряжение питающей сети, В (220 +22 )
Частота питающей сети, Гц (50 + 1)
Потребляемая мощность, ВА, не более
Средний срок службы 20 лет
Габаритные размеры рамы для крепления датчиков при базовой длине
3.5 м, не более, мм 1000x1800x350
Масса полного комплекта, кг, не более
Средняя наработка на отказ, ч
Знак утверждения типа
нанесен на металлическую табличку на боковой панели Устройства методом штемпелевания и на титульный лист руководства по эксплуатации - типографским способом.
Комплектность
Обозначение | Наименование | Количество | Заводской номер | Примечание |
- | Механическая часть для крепления измерительных датчиков | 1 | | |
- | Механизмы перемещения рельса через зону контроля | 4 | | |
- | Импульсный датчик пути | 1 | | |
- | Операционный блок | 1 | | В состав входят ЭВМ и специализированный контроллер |
- | Радиочастотные датчики | 6 | | |
- | 24-х канальная коробка- коммутатор | 1 | | |
- | Блок управления краскоотметчиками | 1 | | |
- | Краскоотметчики для автоматической разбраковки продукции | 2 | | |
- | Руководство по эксплуатации Элекон | 1 | | |
- | Комплект программного обеспечения | 1 | | Установлен на ЭВМ |
- | Паспорт | 1 | | |
МП-421000001-11241932014 | Методика поверки | 1 | | |
Поверка
осуществляется по документу МП-421000-001-1124193-2014 «Устройство контроля прямолинейности рельсов «ЭЛЕКОН». Методика поверки», утвержденному ФГУП «СНИИМ» в мае 2014 г.
Эталоны: Линейка поверочная ШД-1600 2КТ по ГОСТ 8026, индикатор часового типа по ГОСТ 577 с ЦД 0,01 мм.
Сведения о методах измерений
РЭ “Устройство контроля прямолинейности рельсов "ЭЛЕКОН". Руководство по эксплуатации”;
Нормативные документы
1 ГОСТ Р 51685 - 2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия
2 ГОСТ 8.420-2002 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений отклонений от прямолинейности и плоскостности
Рекомендации к применению
при выполнении работ по оценке соответствия промышленной продукции и продукции других видов, а также иных объектов, установленным законодательством Российской Федерации, обязательным требованиям.