Назначение
Ультразвуковой вагон-дефектоскоп предназначен для обнаружения и классификации дефектов в уложенных в путь железнодорожных рельсах типа Р50, Р65, Р75 по всей длине и сечению рельса, за исключением перьев подошвы, при следовании с отдельным локомотивом со скоростью от 10 до 90 км/час; выпускается по ТУ 32 НИИМ-520—87.
Работоспособность вагона-дефектоскопа обеспечивается при температуре окружающего воздуха от 50 до —30 °C и относительной влажности до 100 %.
Описание
В вагоне-дефектоскопе используется эхоимпульсный метод ультразвуковой дефектоскопии при контактном способе ввода ультразвуковых колебаний.
Акустический контакт обеспечивается за счет конструкции следящей системы, которая осуществляет механическое слежение за осью рельса и безотрывное скольжение преобразователей по поверхности катания. В качестве смачивающей жидкости в блоки преобразователей подается вода под давлением. Конструкции дефектоскопной двухосной тележки, расположенной между двумя ходовыми тележками вагона, и следящей системы позволяют проследовать стрелочные переводы без снижения скорости и подъема преобразователей.
Вагон-дефектоскоп содержит ультразвуковую аппаратуру «Поиск-6» с управляющим вычислительным комплексом СМ 1300.1701.01 и электростатический регистратор УРЭ-1206.
Ультразвуковая аппаратура содержит 10 дефектоскопических каналов — по 5 на каждую нитку пути. Контроль головки рельса по всему сечению осуществляется с помощью двух наклонных преобразователей с углом призмы 45°, контроль шейки, а также ее продолжения в подошву и головку — с помощью двух наклонных преобразователей с углом призмы 30° и раздельно-совмещенного преобразователя. Контроль акустического контакта проводится раздельно-совмещенным преобразователем.
Регистрация результатов контроля осуществляется путем распечатки с управляющего вычислительного комплекса с указанием кода и местоположения выявленного дефекта, а также путем непрерывной записи информации на бумажной ленте регистратором УРЭ-1206.
Электропитание вагона-дефектоскопа осуществляется от дизель-электрн-ческого агрегата мощностью 16 кВ-А.
Время непрерывной работы вагона-дефектоскопа без дозаправки водой 8 ч.
Технические характеристики
Средняя производительность контроля — 1200 км пути в месяц. Условная чувствительность по стандартному образцу СО-IP, не менее, с преобразователем ультразвуковым П-121-2,5-30-Р2 — 55 мм; П-121-1,8-45-Р 10 мм; П-112-2,5-Р 55 мм.
Минимальная условная протяженность дефекта, выявляемого в рельсе при скорости перемещения преобразователя 90 км/ч, не более 50 мм.
Рабочая частота следования электрических импульсов УЗК-2500±50 Гц.
Масштаб протяжки бумажной ленты 1:100 с отклонением не более 5 %.
Пределы допускаемой основной погрешности определения путейской координаты ± 5 %.
Количество каналов регистрации дефектоскопического сигнала на бумажной ленте 6.
Расход воды, смачивающей рельсы, 0,4—0,5 м3/ч.
Габарит — I—Т — ГОСТ 9238—83.
Масса брутто (70 ±0,25) т.
Комплектность
В комплект поставки входят: переоборудованный вагон типа ЦМВО с дефектоскопной тележкой с комплектом запасных частей и принадлежностей, инструкцией по эксплуатации, паспортом и эксплуатационной документацией; аппаратура ультразвуковая «Поиск-6» — 1 комплект с комплектом запасных частей, руководством по эксплуатации, а также документом на методы и средства поверки; устройства регистрирующие электростатические УРЭ-1206 — 2 шт. С комплектами запасных частей — 2 комплекта и комплектами инструмента и принадлежностей — 2 комплекта и комплектом эксплуатационных документов; дизель-электрический агрегат 2Э16А с комплектом запасных частей и принадлежностей.
Поверка
Поверка ультразвукового вагона-дефектоскопа проводится в соответствии с методическими указаниями на методы и средства поверки аппаратуры ультразвуковой «Поиск-6», изданными отдельным документом и входящими в комплект поставки.
Испытания проводила государственная комиссия.