Весы автомобильные ВАЭ-СД. Характеристики, описание, методика поверки.
Госреестр средств измерений РФ на основании сведений из ФГИС “АРШИН”

Весы автомобильные ВАЭ-СД

Основные
Тип
Зарегистрировано поверок 22
Межповерочный интервал / Периодичность поверки 1 год
Найдено поверителей 6

Назначение

Весы автомобильные ВАЭ-СД (далее - весы) предназначены для измерений массы транспортных средств (далее - ТС) и нагрузки на одиночную ось или группу осей в режиме взвешивания в движении и, если применимо, массы ТС в режиме статического взвешивания.

Описание

Принцип действия весов основан на преобразовании деформаций упругого элемента весоизмерительного тензорезисторного датчика, возникающих под действием динамических или статических (если применимо) сил от шин взвешиваемого ТС, в аналоговый электрический сигнал. Далее эти сигналы подвергаются аналого-цифровому преобразованию и анализу. Значения измеряемых величин и вспомогательная информация выводятся на дисплей.

Результаты измерений отображаются в визуальной форме на дисплее весов, сохраняются в виде цифровых данных и/или передаются через цифровой интерфейс связи.

Весы состоят из одного или нескольких грузоприемных устройств (далее - ГПУ) и электронного весоизмерительного устройства.

ГПУ, в зависимости от модификации весов, может иметь от одной (всегда в режиме взвешивания в движении) до четырех секций, каждая из которых опирается на четыре весоизмерительных тензорезисторных датчика (далее - датчика), при этом соседние секции могут иметь две общие точки опоры (датчика).

Датчики, используемые в составе весов:

-    датчики весоизмерительные тензорезисторные С, модификации С16А и C16i (регистрационный № 60480-15; № 67871-17);

-    датчики весоизмерительные тензорезисторные WBK (регистрационный № 56685-14);

-    датчики весоизмерительные тензорезисторные WBK-D (регистрационный № 54471-13).

Сигнальные кабели датчиков подключены к электронному весоизмерительному устройству через соединительную (клеммную) коробку.

Электронные весоизмерительные устройства представляют собой индикатор (п.Т.2.2.2 ГОСТ OIML R 76-1-2011) или терминал (п.Т.2.2.5 ГОСТ OIML R 76-1-2011), выполненные в виде промышленного компьютера со встроенным специализированным программным обеспечением «Весы автомобильные ВАЭ» (далее - ПО).

Индикатор, используемый в составе весов - прибор весоизмерительный М1РС-01, изготовитель - ЗАО «Измерительная техника», г. Пенза.

Терминал, используемый в составе весов - прибор весоизмерительный М1РС-03, изготовитель - ЗАО «Измерительная техника», г. Пенза.

В качестве аналого-цифрового преобразователя совместно с терминалом может использоваться устройство обработки аналоговых данных AED9101 (регистрационный № 57117-14), конструктивно размещенное внутри соединительной коробки.

В качестве внешнего устройства обработки аналоговых данных в составе весов может использоваться устройство обработки аналоговых данных ВП1Д, изготовитель - ЗАО «Измерительная техника», г. Пенза, которое конструктивно размещается внутри соединительной коробки.

Весы выпускаются в модификациях с обозначением ВАЭ-СД-[1]-[2]-[3]-[4]-[5], где:

[1]    - условное обозначение максимальной нагрузки, Мах в режиме взвешивания в движении в соответствии с таблицей 4 и, если применимо, в режиме статического взвешивания в соответствии с таблицами 2 или 3;

[2]    - значение длины ГПУ, м;

[3]    - условное обозначение режима взвешивания:

О - для модификаций с режимом взвешивания ТС только в движении; отсутствует для других модификаций;

[4]    - условное обозначение числа поверочных интервалов n весов в одном или нескольких диапазонах взвешивания:

Т - при 3000 < n(i) < 5000;

отсутствует для модификаций с n(t) < 3000;

[5]    - обозначение варианта установки ГПУ весов:

П - ГПУ устанавливается над дорожным полотном с заездом ТС по пандусам;

М - ГПУ устанавливается на одном уровне с дорожным полотном.

Общий вид ГПУ представлен на рисунке 1, приборы весоизмерительные М1РС-01 и М1РС-03 - на рисунке 2, схема пломбировки от несанкционированного доступа - на рисунке 3.

М1РС-01 и М1РС-03    Соединительная коробка    ВП1Д

Рисунок 3 - Схема пломбировки от несанкционированного доступа (где 1 - мастичная пломба)

В весах предусмотрены следующие основные устройства и функции:

а)    в режиме взвешивания в движении (в скобках указаны соответствующие пункты ГОСТ 33242-2015):

-    автоматическое устройство установки нуля (3.2.10.4);

-    устройство хранения информации (5.5.5);

-    устройство переключения ГПУ;

-    определение скорости и направления движения ТС;

-    сигнализация о превышении максимальной рабочей скорости движения (5.5.9);

-    сигнализация о превышении установленных максимально допускаемых нормативных значений массы, осевых нагрузок, нагрузок на группу осей ТС;

б)    в режиме статического взвешивания (в скобках указаны соответствующие пункты ГОСТ OIML R 76-1-2011):

-    автоматическое (T.2.7.2.3) и полуавтоматическое (T.2.7.2.2) устройство установки на

нуль;

-    устройство автоматического слежения за нулем (T.2.7.3);

-    устройство первоначальной установки на нуль (Т.2.7.2.4);

-    устройство уравновешивания тары - устройство выборки массы тары (T.2.7.4.1);

-    режим работы многодиапазонных весов с автоматическим переключением диапазонов взвешивания (4.10).

Маркировочная табличка весов содержит следующие основные данные:

-    наименование предприятия-изготовителя;

-    обозначение типа и модификации весов;

-    знак утверждения типа весов;

-    класс точности весов (для каждого режима взвешивания);

-    метрологические характеристики в режиме взвешивания в движении:

-    максимальная нагрузка (Мах);

-    минимальная нагрузка (Min);

-    цена деления (d);

-    максимальная рабочая скорость (Vmax);

-    минимальная рабочая скорость (Vmin);

-    метрологические характеристики в режиме статического взвешивания (если применимо):

-    максимальная нагрузка (Мах),

-    минимальная нагрузка (Min),

-    поверочный интервал (e).

-    температурный диапазон;

-    год изготовления;

-    заводской номер.

Программное обеспечение

Программное обеспечение «Весы автомобильные ВАЭ» состоит из метрологически значимой («ПИМ») и метрологически незначимой частей. Исполняемые файлы метрологически значимой части ПО защищены от случайных или намеренных изменений. При включении весов производится автоматическое вычисление контрольной суммы по машинному коду законодательно контролируемого ПО и сравнение результата с хранящимся фиксированным значением. В случае несовпадения идентификационных данных, работа ПО блокируется. Для контроля изменений метрологически значимых параметров предусмотрен несбрасываемый счетчик в защищенной памяти электронного ключа HASP. Значение счетчика автоматически увеличивается на единицу при любом изменении законодательно контролируемых параметров. Текущее значение счетчика фиксируется в свидетельстве о поверке (при положительных результатах поверки) и в эксплуатационном документе (паспорте) на весы.

Идентификационные признаки метрологически значимой части ПО (таблица 1) отображаются на дисплее в рабочем окне программы при переходе в раздел «Справка - О программе», а также в главном окне программы «ПИМ». Конструкция весов исключает возможность несанкционированного вмешательства в ПО и искажения измерительной информации.

Защита от преднамеренных и непреднамеренных воздействий соответствует уровню «высокий» по Р 50.2.077-2014.

Таблица 1 - Идентификационные данные ПО

Идентификационные данные (признаки)

Значение

Идентификационное наименование ПО

«ПИМ»

Номер версии (идентификационный номер) ПО

3.0.0.48

Цифровой идентификатор ПО

B2CA5C976173D65

56B9A2A70597D50

Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПО

MD5

Технические характеристики

1 Метрологические характеристики весов в режиме статического взвешивания Класс точности весов по ГОСТ OIML R 76-1-2011    III (средний)

Диапазон уравновешивания тары    100 % Maxr

Модификации весов, максимальная нагрузка Мах (Махг), поверочный интервал e (ег), число поверочных интервалов n (n), действительная цена деления шкалы d (d) приведены в таблицах 2, 3.

Таблица 2 - Метрологические характеристики для модификаций однодиапазонных

весов

Обозначение модификации

Метрологические характеристики

Max, т

г

к

1 1

d

n

ВАЭ-СД-20-[2]-[5]

20

10

2000

ВАЭ-СД-30-[2]-[5]

30

10

3000

ВАЭ-СД-40-[2]-Т-[5]1)

40

10

4000

ВАЭ-СД-40-[2]-[5]

40

20

2000

ВАЭ-СД-50-[2]-Т-[5]2)

50

10

5000

ВАЭ-СД-60-[2]-[5]

60

20

3000

ВАЭ-СД-80-[2]-Т-[5]1)

80

20

4000

ВАЭ-СД-100-[2]-Т-[5]2)

100

20

5000

ВАЭ-СД-100-[2]-[5]

100

50

2000

ВАЭ-СД-120-[2]-[5]

120

50

2400

ВАЭ-СД-150-[2]-[5]

150

50

3000

ВАЭ-СД-200-[2]-Т-[5]1)

200

50

4000

ВАЭ-СД-200-[2]-[5]

200

100

2000

1)    Используются весоизмерительные датчики с числом поверочных интервалов nLc > 4000

2)    Используются весоизмерительные датчики с числом поверочных интервалов nLc > 5000

Обозначение

модификации

Метрологические характеристики в диапазоне взвешивания

W1

W2

W3

Max1, т

e1=d1,

кг

П1

Max2, т

e2=d2,

кг

П2

Max3, т

e3=d3,

кг

п3

ВАЭ-СД-40-[2]-[5]

30

10

3000

40

20

2000

-

-

-

ВАЭ-СД-60-[2]-[5]

30

10

3000

60

20

3000

-

-

-

ВАЭ-СД-60-[2]-Т-[5]2)

50

10

5000

60

20

3000

-

-

-

ВАЭ-СД-80-[2]-[5]

30

10

3000

60

20

3000

80

50

1600

ВАЭ-СД-80-[2]-Т-[5]2)

50

10

5000

80

20

4000

-

-

-

ВАЭ-СД-80-[2]-[5]

60

20

3000

80

50

1600

-

-

-

ВАЭ-СД-100-[2]-Т-[5]2)

50

10

5000

100

20

5000

-

-

-

ВАЭ-СД-100-[2]-[5]

60

20

3000

100

50

2000

-

-

-

ВАЭ-СД-100-[2]-[5]1)

30

10

3000

60

20

3000

100

50

2000

ВАЭ-СД-120-[2]-[5]2)

30

10

3000

60

20

3000

120

50

2400

ВАЭ-СД-120-[2]-Т-[5]2)

50

10

5000

100

20

5000

120

50

2400

ВАЭ-СД-120-[2]-[5]

60

20

3000

120

50

2400

-

-

-

ВАЭ-СД-150-[2]-[5]

60

20

3000

150

50

3000

-

-

-

ВАЭ-СД-150-[2]-Т-[5]2)

100

20

5000

150

50

3000

-

-

-

ВАЭ-СД-200-[2]-Т-[5]2)

100

20

5000

200

50

4000

ВАЭ-СД-200-[2]-[5]1)

60

20

3000

150

50

3000

200

100

2000

ВАЭ-СД-200-[2]-[5]

150

50

3000

200

100

2000

1)    Используются весоизмерительные датчики с числом поверочных интервалов nLc > 4000

2)    Используются весоизмерительные датчики с числом поверочных интервалов nLc > 5000

Весы с числом поверочных интервалов более 3000 устанавливаются в закрытых защищенных от механических и атмосферных воздействий сооружениях.

2 Метрологические характеристики весов в режиме взвешивания в движении Модификации весов, класс точности, максимальная нагрузка Мах, действительная цена деления шкалы d приведены в таблице 4.

аблица 4 - Метрологические характеристики весов

Обозначение модификации СИ

Метрологические характеристики

Класс точности по ГОСТ 33242-2015

Max, т

d, кг

масса ТС

нагрузки на одиночную ось или группу осей ТС

ВАЭ-СД-20-[2]-[3]-[5]

1

B

20

20

ВАЭ-СД-20-[2]-[3]-[5]

2

C

20

50

ВАЭ-СД-30-[2]-[3]-[5]

1

B

30

20

ВАЭ-СД-30-[2]-[3]-[5]

2

C

30

50

ВАЭ-СД-40-[2]-[3]-[4]-[5]

1

B

40

20

ВАЭ-СД-40-[2]-[3]-[4]-[5]

2

C

40

50

ВАЭ-СД-50-[2]-[3]-[4]-[5]

1

B

50

20

ВАЭ-СД-50-[2]-[3]-[4]-[5]

2

C

50

50

ВАЭ-СД-60-[2]-[3]-[4]-[5]

1

B

60

20

ВАЭ-СД-80-[2]-[3]-[4]-[5]

1

B

80

20

ВАЭ-СД-100-[2]-[3]-[4]-[5]

1

B

100

20

ВАЭ-СД-120-[2]-[4]-[5]

1

B

100

20

ВАЭ-СД-150-[2]-[4]-[5]

1

B

100

20

ВАЭ-СД-200-[2]-[4]-[5]

1

B

100

20

Таблица 5 - Основные технические характеристики

Наименование характеристики

Значение

Максимальная рабочая скорость (vmax), км/ч

8

Минимальная рабочая скорость (vmin), км/ч

2

Направление движения ТС через ГПУ при взвешивании

одностороннее или двустороннее

Диапазон температуры для ГПУ с датчиками, °С:

-    С16А, СШ

-    WBK класса точности C3

-    WBK-D

от -50 до +50 от -40 до +50 от -40 до +40

Диапазон температуры, °С

-    М1РС-01, М1РС-03

-    ВП1Д

от 0 до +40 от -50 до +50

Электропитание - однофазная трехпроводная сеть переменного тока:

-    номинальное напряжение, В

-    номинальная частота, Гц

220

50

Габаритные размеры ГПУ, мм, не более:

-    длина

-    ширина

48000

5000

Масса ГПУ весов, кг, не более

50000

Знак утверждения типа

наносится на маркировочные таблички, расположенные на корпусе весоизмерительного прибора и/или ГПУ весов, а также типографским способом на титульный лист эксплуатационного документа.

Комплектность

Таблица 6 - Комплектность средства измерений

Наименование

Обозначение

Количество

Весы автомобильные

ВАЭ-СД

1 шт.

Паспорт

ИТ.404512.030ПС

1 экз.

Руководство по эксплуатации

ИТ.404512.030РЭ

1 экз.

Дополнительное оборудование и ЗИП согласно технической документации (по дополнительному заказу)

-

1 к-т

Поверка

осуществляется по документам:

-    ГОСТ 8.646-2015 «ГСИ. Весы автоматические для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузок на оси. Методика поверки» (при взвешивании в движении);

-    ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания», приложение ДА «Методика поверки весов» (в статическом режиме взвешивания).

Основные средства поверки: рабочие эталоны массы 4-го разряда согласно Приказу Рос-стандарта от 29 декабря 2018 №2818 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы».

Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.

Знак поверки наносится на свидетельство о поверке и/или в соответствующий раздел паспорта.

Сведения о методах измерений

приведены в эксплуатационном документе.

Нормативные документы

ГОСТ 33242-2015 «Весы автоматические для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузок на оси. Метрологические и технические требования. Испытания» ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания»

ГОСТ 8.646-2015 «ГСИ. Весы автоматические для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузок на оси. Методика поверки»

Приказ Росстандарта от 29 декабря 2018 №2818 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы»

ИТ.404512.030 ТУ-2018 «Весы автомобильные ВАЭ-СД. Технические условия»

Развернуть полное описание