Назначение
Весы вагонные электронные ВЖД-Д (далее - весы) предназначены для измерений массы железнодорожных транспортных средств путем:
- поосного или потележечного взвешивания в движении порожних и груженых вагонов и составов из них с любыми грузами, а также жидкими с кинематической вязкостью не менее 59 мм2/с;
- повагонного взвешивания в движении и в режиме статического взвешивания с расцепкой или без расцепки порожних и груженых вагонов и составов из них с любыми грузами.
Описание
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругого элемента датчика, возникающей под действием силы тяжести взвешиваемого железнодорожного транспортного средства, в аналоговый электрический сигнал, пропорциональный его массе. Далее этот сигнал обрабатывается, и измеренное значение массы выводится на дисплей персонального компьютера (далее - ПК).
Конструктивно весы состоят из грузоприемного устройства (далее - ГПУ), которое может состоять из одной или двух секций, каждая из которых опирается на четыре весоизмерительных тензорезисторных датчика (далее - датчик). Сигнальные кабели датчиков подключены к аналого-цифровому преобразователю, где аналоговый сигнал датчика преобразуется в цифровой. Информация о массе взвешиваемого груза по последовательному интерфейсу RS-485 передается на ПК. ПК служит для отображения результатов взвешивания, хранения измерительной информации и управления весами.
Весы имеют два режима работы: статическое взвешивание неподвижных вагонов и взвешивание вагонов в движении.
В качестве аналого-цифрового преобразователя (устройства обработки аналоговых данных) используется преобразователь (ДП -4 или ДП-8), изготовитель ООО «ЮУВЗ».
Преобразователь устанавливается в термошкафу, в котором поддерживается температура, соответствующая условиям эксплуатации преобразователя.
Весоизмерительные тензорезисторные датчики, используемые в составе весов:
- датчики весоизмерительные тензорезисторные ST, SHB, модификации ST-M-A11, ST-M-B21, SHB-M-C12, ST-M-A22 изготовитель - ООО «Южно-Уральский Весовой Завод», Россия; (регистрационный № 68154-17);
- датчики весоизмерительные тензорезисторные BGS, BGM, модификации BGS-M-A11-0, BGS-M-B21-0, BGM-M-C12, BGS-M-B21-T, BGS-M-A11-T, изготовитель - «BIGMA Messtechnik GmbH», Германия; (регистрационный № 68746-17);
- датчики весоизмерительные тензорезисторные С, модификации С16А и C16i, изготовитель - «Hottinger Baldwin (Suzhou) Electronic Measurement Technology Co., Ltd.», Китай (регистрационный № 67871-17);
- датчики весоизмерительные тензорезисторные WBK, изготовитель - «CAS Corporation Ltd», Республика Корея (регистрационный № 56685-14);
- датчики весоизмерительные тензорезисторные ZS, CLC, WLS, SDS, EDS, модификации ZSF, ZSFB, ZSFY, изготовитель - «Keli Sensing Technology (Ningbo) Co, Ltd», Китай (регистрационный № 75819-19);
- датчики весоизмерительные сжатия RC3, изготовитель - «Flintec GmbH», Германия (регистрационный № 50843-12).
Весы снабжены следующими устройствами и функциями:
а) в режиме взвешивания в движении:
- определение направления и расчет скорости движения каждого вагона;
- определение положения локомотива с последующим исключением из результатов взвешивания;
- сигнализация о превышении предела допускаемой скорости движения.
б) в режиме статического взвешивания (в скобках указаны соответствующие пункты ГОСТ OIML R 76-1-2011):
- устройство полуавтоматической установки на нуль (T.2.7.2.3).
Весы могут быть оснащены последовательными интерфейсами RS -485, RS-232, Ethernet или USB 2.0 для связи с периферийными устройствами (например, принтеры, вторичный дисплей).
Обозначение модификаций имеет вид:
ВЖД-Д(Х)-Н-К,
где Х - конструктивное исполнение ГПУ (О - для поосного взвешивания, Т - для поте-лежечного взвешивания, В - для повагонного взвешивания);
Н - максимальная нагрузка, т:....................................................30, 50, 100, 150,
200;
К - класс точности по ГОСТ 8.647-2015...................................................................... 0,5; 1; 2.
Маркировка весов производится на маркировочную табличку, расположенную на ГПУ весов, на которой нанесено:
- товарный знак изготовителя;
- тип весов;
- заводской номер весов;
- максимальная скорость проезда;
- температурный диапазон;
- класс точности по ГОСТ 8.647-2015;
- максимальная нагрузка для взвешивания в движении, Мах=...кг или т;
- минимальная нагрузка для взвешивания в движении, Мт=...кг или т;
- максимальная рабочая скорость, Vmax=... км/ч;
- минимальная рабочая скорость, Vmtn=... км/ч;
- класс точности по ГОСТ OIML R-76-1-2011;
- поверочный интервал(е) для статического взвешивания;
- максимальная нагрузка для статического взвешивания, Maxs=...кг или т;
- минимальная нагрузка для статического взвешивания, Mins=.. .кг или т;
- знак утверждения типа.
Общий вид ГПУ и схематичное изображение весов представлены на рисунке 1.
Программное обеспечение
Программное обеспечение (далее - ПО) весов, является автономным и состоит из метрологически значимой и метрологически незначимой части. Идентификационным признаком ПО служит номер версии, который отображается на дисплее ПК в главном окне программы при выборе вкладки «помощь», затем «версия программы». Корпус ПК пломбируется, что препятствует смене носителя с установленным на нем ПО, тогда как пломбировка корпуса термошкафа ограничивает доступ к ДП-4 (ДП-8). При включении весов, производится автоматическое вычисление контрольной суммы по машинному коду законодательно контролируемого ПО и сравнение результата с хранящимся в энергонезависимой памяти фиксированным значением.
Защита от несанкционированного доступа к настройкам и данным измерений обеспечивается невозможностью измерения ПО без применения специализированного оборудования производителя. Кроме того защита от несанкционированного доступа к настройкам и данным измерений обеспечивается паролем доступа. Для контроля изменений законодательно контролируемых параметров предусмотрен не сбрасываемый счетчик.
ПО не может быть модифицировано или загружено через какой -либо интерфейс или с помощью других средств после принятия защитных мер. Уровень защиты ПО от преднамеренных и непреднамеренных изменений «высокий» по Р 50.2.077-2014.
Идентификационные данные программного обеспечения приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Идентификационные данные программного обеспечения
Идентификационные данные (признаки) | Значение |
Идентификационное наименование ПО | VZD Dyn |
Идентификационное наименование ПО | Весы ВЖД-Д |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | 1.0.12.X 1) |
Цифровой идентификатор ПО | - |
Примечание: 1) Х - обозначение, не относящееся к метрологически значимой части ПО. |
Технические характеристики
Статическое взвешивание
Класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011 .......................................средний (III).
Значения (Мах), (Min), (d), (е), интервалов нагрузки (m), пределов допускаемой погрешности (mpe) и числа поверочных интервалов (n) при поверке приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Метрологические характеристики
Модификации | Мах, т | Min, т | d = е, кг | m, т | mpe, кг | n |
ВЖД-ДВ-100 | 100 | 1 | 50 | От 1 до 25 включ. | ±25 | 2000 |
Св. 25 до 50 включ. | ±50 |
ВЖД-ДВ-150 | 150 | 1 | 50 | От 1 до 25 включ | ±25 | 3000 |
Св. 25 до 100 включ. | ±50 |
Св 100 до 150 включ | ±75 |
ВЖД-ДВ-200 | 200 | 2 | 100 | От 2 до 50 включ. | ±50 | 2000 |
Св. 50 до 200 включ. | ±100 |
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации равны удвоенному значению пределов допускаемой погрешности при поверке (mpe).
Пределы допускаемой погрешности, после выборки массы тары соответствуют пределам допускаемой погрешности, приведенным в таблице 2, для массы нетто при любом значении массы тары, соответственно.
Таблица 3 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Точность устройства установки нуля | ±0,25е |
Показания индикации массы, кг, не более | Мах+9е |
Диапазон выборки массы тары (Т), % от Max | от 0 до 100 |
Диапазон установки на нуль (суммарный) устройств установки нуля и слежения за нулём, % от Мах, не более | 4 |
Диапазон первоначальной установки нуля, % от Мах, не более | 20 |
Взвешивание в движении
Значения максимальной нагрузки (Max), максимальной массы вагона, максимальной нагрузки на платформу (Махп), минимальной массы вагона, минимальной нагрузки на платформу (Мтп) по ГОСТ 8.647-2015 для модификаций ВЖД-ДО, ВЖД-ДТ, ВЖД-ДВ представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Нагрузки весов для модификаций
Исполнение | Максимальная масса вагона, Max, т | Максимальная нагрузка на платформу Max^ т | Минимальная масса вагона, Min, т | Минимальная нагрузка на платформу Min^ т |
ВЖД-ДО-30 | - | 30 | - | 1 |
ВЖД-ДТ-50 | - | 50 | - | 1 |
ВЖД-ДВ-100 | 100 | - | 1 | - |
ВЖД-ДВ-150 | 150 | - | 1 | - |
ВЖД-ДВ-200 | 200 | - | 2 | - |
Действительная цена деления в зависимости от максимальной нагрузки и классов точности приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Действительная цена деления для классов точности весов в зависимости от максимальной нагрузки и классов точности_
| Класс точности |
Мах, т | 0,5 | 1 | 2 |
| Действительная цена деления, | кг |
30 | 50 | 50 | 50 |
50 | 50 | 50 | 100 |
100 | 50 | 100 | 200 |
150 | 100 | 200 | 500 |
200 | 100 | 200 | 500 |
Пределы допускаемой погрешности при взвешивании в движении вагона при первичной поверке, в зависимости от класса точности по ГОСТ 8.647 -2015 и диапазона взвешивания приведены в таблице 6.
Таблица 6 - Пределы допускаемой погрешности при взвешивании в движении вагона
Класс точности | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
от Min до 35 % Max включ., % от 35 % Max | св. 35 % Max, % от измеряемой массы |
0,5 | ±0,25 | ±0,25 |
1 | ±0,50 | ±0,50 |
2 | ±1,00 | ±1,00 |
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведенным в таблице 6.
При взвешивании вагона в составе без расцепки при первичной поверке не более чем 10 % полученных значений погрешности весов могут превышать пределы, приведенные в таблице 6, но не должны превышать пределы допускаемой погрешности в эксплуатации.
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава из (n) вагонов в целом при первичной поверке, в зависимости от класса точности по ГОСТ 8.647 -2015 и диапазона взвешивания приведены в таблице 7.
Таблица 7 - Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава из (n) вагонов в целом _
Класс точности | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
от Min • n до 35 % Max • n включ., % от 35 % Max • n | св. 35 % Maxn, % от измеряемой массы |
0,5 | ±0,25 | ±0,25 |
1 | ±0,50 | ±0,50 |
2 | ±1,00 | ±1,00 |
где n - количество контрольных вагонов в составе |
Таблица 8 - Основные технические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Минимальная рабочая скорость (Vmin), км/ч | 2 |
Максимальная рабочая скорость (Vmax), км/ч | 8 |
Направление движения при взвешивании Диапазон температур для ГПУ, °C: - для ГПУ с датчиками ST, SHB, BGS, BGM, С - для ГПУ с датчиками WBK - для ГПУ с датчиками ZS - для ГПУ с датчиками RС3 - относительная влажность при температуре 35 °С, % Диапазон температур для ДП -4, ДП-8 Диапазон температур для ДП -4, ДП-8 (при установке в термошкафу), ^ Диапазон температур для ПК, ^ | двустороннее от -50 до +50 от -40 до +50 от -40 до +40 от -10 до +40 95 от -10 до +50 от -50 до +50 от +10 до +40 |
Параметры электрического питания: - напряжение переменного тока, В - частота переменного тока, Гц | от 187 до 242 от 49 до 51 |
Потребляемая мощность, ВА, не более | 500 |
Время прогрева весов, мин, не более | 30 |
Габаритные размеры весоизмерительной платформы ГПУ, мм, не более: - длина - ширина | 25000 2500 |
Масса весоизмерительной платформы ГПУ, кг, не более | 2500 |
Знак утверждения типа
наносится типографским способом на титульный лист эксплуатационной документации, а также ударным способом на металлическую или термосублимационным на металлическую маркировочную табличку, расположенную на ГПУ.
Комплектность
Таблица 9 - Комплектность средства измерений
Наименование | Кол-во | Примечание |
Весы ВЖД-Д | 1 к-т. | — |
Персональный компьютер | 1 шт. | — |
Принтер формата А4 | 1 шт. | По отдельному заказу |
Руководство по эксплуатации, совмещенное с паспортом | 1 экз. | — |
Поверка
осуществляется в соответствии с:
- в режиме статического взвешивания ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания» Приложение ДА «Методика поверки весов» в статическом режиме взвешивания.
- в режиме взвешивания в движении ГОСТ 8.647-2015 «Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания". Приложение А "Методика поверки весов вагонных автоматических».
Основные средства поверки:
- рабочий эталон 4-го разряда по Приказу Росстандарта от 29 декабря 2018 № 2818 гири номинальной массой от 5 до 2000 кг, класса точности М1 и М1-2 по ГОСТ OIML 111-1-2009. «Гири классов E1, E2, F1, F2, M1, M1-2, M2, M2-3 и M3. Метрологические и технические требования».
- контрольные весы и контрольные вагоны, соответствующие требованиям, изложенным в ГОСТ 8.647-2015 «ГСИ. Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний».
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых средств измерений с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке и на пломбу в соответствии с рисунком 3.
Сведения о методах измерений
изложены в эксплуатационной документации.
Нормативные документы
ГОСТ OIML R 76-1-2011 Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания
ГОСТ 8.647-2015 ГСИ. Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний
Приказ Росстандарта от 29 декабря 2018 № 2818 Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы
ТУ 4274-007-15285126-2019 Весы вагонные электронные ВЖД-Д. Технические условия