Весы вагонные рельсовые для взвешивания в движении ВРТ-04. Характеристики, описание, методика поверки.
Госреестр средств измерений РФ на основании сведений из ФГИС “АРШИН”

Весы вагонные рельсовые для взвешивания в движении ВРТ-04

Основные
Тип
Зарегистрировано поверок 32
Межповерочный интервал / Периодичность поверки 1 год
Найдено поверителей 8

Назначение

Весы вагонные рельсовые для взвешивания в движении ВРТ -04 (далее - весы) предназначены для поколесного, поосного, потележечного, повагонного измерения массы порожних и груженых вагонов в составе поезда без расцепки и/или поездов в целом с сухими, твердыми, а также жидкими грузами без ограничений по вязкости (в том числе ГСМ).

Описание

Принцип действия весов основан на преобразовании аналоговых сигналов тензорези-сторных датчиков деформации рельса, возникающих под воздействием силы тяжести, в цифровые сигналы с помощью преобразователя. Далее цифровые сигналы поступают в ПК, где обрабатываются в соответствии с заданным алгоритмом программой «Весы ВРТ-04». По этим данным формируются масса вагонов, масса состава, масса его фрагментов и скорости их прохождения через измерительный участок пути. Результат взвешивания по различным параметрам запроса отображается на мониторе персонального компьютера (далее - ПК).

Весы состоят из одного или нескольких грузоприемных устройств (далее - ГПУ) и персонального компьютера (ПК), установленного в помещении весовой. Каждое ГПУ включает в себя измерительный участок эксплуатируемого пути, на котором установлены два измерителя колесных нагрузок (ИКН), кабели связи и адаптер.

Измерители колесных нагрузок (ИКН) размещаются на рабочих рельсах в межшпаль-ном пространстве и занимают по длине 300 мм. Кабели связи осуществляют не только передачу информации в ПК, но и питание ИКН напряжением от 6 до 24 В. Оба ИКН гальванически развязаны и образуют взаимно независимые источники информации. Каждый ИКН включает в себя: четыре датчика деформации тензорезисторных, наклеенных попарно с двух сторон шейки рельса, четыре датчика температуры и плату преобразователя, находящуюся под подошвой рельса. Эти элементы герметично защищены кожухом из полимерных пластин.

Программное обеспечение весов позволяет определять относительную симметрию загрузки вагона по бортам и тележкам, информацию об изменении класса точности весов, при изменении скорости движения ТС.

Допускается применение одной и той же модификации весов ВРТ -04 в различных классах точности в зависимости от рабочего диапазона скоростей, указанного в типе модификации.

Форма условного обозначения весов:

ВРТ-04 - Х1(Х2/Хз)(Х4/Хз) (Хб/Ху) (Х8/Х9) (Хщ/Хц) где ВРТ-04 - обозначение типа;

Х1 - максимальная нагрузка, Max, т;

Х2/Х3 - 0,5; 1; 2; 5 (классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости от 1 до 10 км/ч включ. (в соответствии с таблицей 6));

Х4/Х5 - 0,5; 1; 2; 5 (классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости от 10 до 20 км/ч включ. (в соответствии с таблицей 6));

Х6/Х7 - 1; 2; 5 (классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости от 20 до 40 км/ч включ. (в соответствии с таблицей 6));

Х8/Х9 - 1; 2; 5 (классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости от 40 до 60 км/ч включ. (в соответствии с таблицей 6));

Х10/Х11 - 1; 2; 5 (классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости от 60 до 90 км/ч включ. (в соответствии с таблицей 6)).

Пример записи:

ВРТ-04 -200/(1/0,5; 1/1; 2/1; х/х; х/х), где х - не нормируется.

Весы для взвешивания в движении ВРТ -04, максимальная нагрузка 200т, класс точности в диапазоне скорости от 1 до 10 км/ч включ., при взвешивании вагона - 1, состава в целом -0,5; класс точности, в диапазоне скорости св. 10 до 20 км/ч включительно, при взвешивании вагона - 1, состава в целом - 1; класс точности в диапазоне скорости от 20 до 40 км/ч включительно, при взвешивании вагона - 2, состава в целом - 1

На маркировочную табличку наносится следующая информация:

-    торговая марка изготовителя и его полное наименование;

-    обозначение типа весов;

-    серийный номер;

-    метод взвешивания: взвешивание в движении;

-    направление движения (если взвешивание возможно только в одном направлении);

-    отдельная маркировка наносится на вагоны, перевозящие жидкости или другие грузы, у которых возможно изменение положения центра тяжести при движении вагона;

-    напряжение питания, В;

-    частота, Гц;

-    диапазон температур, °С;

-    идентификатор программного обеспечения;

-    знак утверждения типа;

-    класс точности при взвешивании вагонов по ГОСТ 8.647 -2015;

-    класс точности при взвешивании состава из вагонов в целом по ГОСТ 8.647 -2015;

-    максимальная нагрузка в виде: Мах =......т;

-    максимальная нагрузка на платформу в виде: Махп =......т;

-    минимальная нагрузка в виде: Min =......т;

-    минимальная нагрузка на платформу в виде Мтп =......т;

-    цена деления в виде: d =......кг;

-    максимальная рабочая скорость в виде: Vmax=......км/ч;

-    минимальная рабочая скорость в виде: Vmin =......км/ч

Общий вид весов представлен на рисунке 1. Общий вид измерителя колесных нагрузок (ИКН) представлен на рисунке 2

Программное обеспечение

Р- рельс 1

ДД- датчик деформации ДТ- датчик температуры К- кабель шестижильный ПП- пластина полимерная П- плата преобразователя

Программное обеспечение (ПО) разделено на две части: метрологически значимое ПО и метрологически незначимое ПО.

Для защиты от незаконного распространения ПО (ВРТ-04) используется электронный ключ типа «HASP».

Основные функции метрологически значимого ПО «Весы ВРТ-04» (метрологически значимая часть WIMMetroLib.dll) сводятся к обработке измерений, поступающих от двух (и более) ИКН на соответствующие порты ПК, с целью идентификации проезжающих железнодорожных составов с учетом их типов, вычисления масс вагонов (метрологически значимые величины); скоростей проезда каждой оси через измерительный участок, осевых и колесных нагрузок (метрологически незначимые величины).

При проведении процедуры калибровки ГПУ, вычисленные метрологические коэффициенты заносятся в защищенную базу данных вместе со специальной служебной записью в журнал, где хранится история любых изменений метрологических параметров, редактирование которого пользователем невозможно.

Для защиты от несанкционированного использования ПО применяется аппаратный ключ HASP, без наличия которого в ПК работа ПО невозможна. Дополнительно ПО привязывается к конкретному ПК, на котором осуществляется эксплуатация, что защищает ПО от несанкционированного использования на других устройствах.

Метрологически значимое ПО идентифицируется по контрольной сумме CRC32, которая отображается при запуске в нижней части окна программы и может быть сверена с указанной в документе. Программа WIMTerminal.exe в начале загрузки проверяет соответствие значений хэш-суммы версии метрологического файла их реальным значениям (хранятся в закрытом виде) и отказывается от своей дальнейшей загрузки в случае их несовпадения.

Метрологически незначимое ПО «Весы ВРТ -04» сосредоточено в программе WIMTerminal.exe, служащей для предоставления пользователю интерфейса управления ПО, запуска/остановки работы ИКН, фиксации диагностической информации по работе ИКН, просмотра базы данных измерений и оформления результатов взвешивания по различным параметрам запроса.

К ПО «Весы ВРТ -04» возможно подключение нескольких ГПУ. В этом случае, объединение результатов, их обработка и вывод результатов осуществляется соответствующим функционалом метрологически незначимой части ПО.

Уровень защиты ПО соответствует высокому уровню по Р 50.2.077 -2014.

Таблица 1 - Идентификационные данные ПО

Идентификационные данные (признаки)

Значение

Идентификационное наименование ПО

ПО "Весы ВРТ -04" (WIMTerminal.exe). Метрологически значимая часть WIMMetroLib.dll

Номер версии (идентификационный номер) ПО

1.0.0

Цифровой идентификатор ПО

А43015С9

Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПО

CRC32

Технические характеристики

Метрологические и технические характеристики, включая показатели точности:

Таблица 2 - Метрологические характеристики

Наименование характеристики

Значение

Максимальная нагрузка весов (Max), т

150, 200

Минимальная нагрузка весов (Min), т

2

Максимальная нагрузка на платформу (Махп), т

40

Минимальная нагрузка на платформу (Min^, т

1

Примечания

1    Максимальная нагрузка весов - максимально допустимое значение массы вагона.

2    Минимальная нагрузка весов - минимально допустимое значение массы вагона.

3    Максимальная нагрузка на платформу - максимальное значение нагрузки для одного ГПУ.

4    Минимальная нагрузка на платформу - минимальное значение нагрузки для одного ГПУ.

Действительная цена деления (d) в зависимости от Maxп и классов точности при взвешивании в движении вагона приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Действительная цена деления

Класс точности по ГОСТ 8.647-2015

г

к

(d)

0,5

50

1

50

2

50

5

200

Таблица 4 - Пределы допускаемой относительной погрешности весов при первичной поверке при взвешивании в движении вагона в составе без расцепки_

Класс точности по ГОСТ 8.6472015

Пределы допускаемой погрешности в диапазоне

от Min до 35% Max включ., св. 35% Max,

% от 35% Max % от измеряемой массы

0,5

±0,25 %

1

±0,50 %

2

± 1,0

5

±2,5

Примечания

1    Пределы допускаемой относительной погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведённым в таблице 4.

2    При взвешивании вагона в составе без расцепки при первичной поверке не более чем 10 % полученных значений погрешности весов могут превышать пределы, приведенные в таблице 4, но не должны превышать пределы допускаемой относительной погрешности в эксплуатации

Таблица 5 - Пределы допускаемой относительной погрешности весов при первичной поверке при взвешивании в движении состава из вагонов в целом_

Класс точности по ГОСТ 8.6472015

Пределы допускаемой погрешности в диапазоне

от Min n до 35% Max n включ., св. 35% Max n,

% от 35% (Max n) % от измеряемой массы

0,5

±0,25 %

1

±0,50 %

2

± 1,0

5

± 2,5

Примечания

1    n - число вагонов в составе.

2    Пределы допускаемой относительной погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведённым в таблице 5.

Таблица 6 - Классы точности при взвешивании в движении вагона/состава в целом при различных диапазонах скоростей

Диапазон скорости

Класс точности при взвешивании в движении

вагона

состава

От 1,0 до 10 км/ч включ.

0,5; 1; 2; 5

0,5; 1; 2;

Св. 10 до 20 км/ч включ.

1; 2; 5

Св. 20 до 40 км/ч включ.

2; 5

1; 2; 5

Св. 40 до 60 км/ч включ.

5

1; 2; 5

Св. 60 до 90 км/ч включ.

2; 5

Наименование характеристики

Значение

Особый диапазон рабочих температур ГПУ, °С

от -40 до +55

Диапазон рабочих температур ПК, °С

от +10 до +40

Минимальная рабочая скорость Vmin, км/ч

1

Максимальная рабочая скорость Vmin, км/ч

90

Направление движения при взвешивании

двустороннее

Скорость движения при транзитном проезде по весам, км/ч

не ограничена

Количество ГПУ в составе весов

Одно и более

Габаритные размеры ГПУ, мм, (длина x ширина) для рельса Р65

300х1700

Габаритные размеры ИКН, мм, (длина x ширина*)

300 x от 114 до 165

Масса ИКН, кг, не более

2,2

Параметры электрического питания весов от сети переменного тока:

-    напряжение, В

-    частота, Гц

от 187 до 242 от 49 до 51

Потребляемая мощность, ВА, не более

2

* Ширина ИКН зависит от типа рельса

Знак утверждения типа

наносится типографским способом на маркировочную табличку, закрепленную на кожухе системного блока ПК, и на титульный лист Руководства по эксплуатации.

Комплектность

Таблица 8 - Комплектность средства измерений

Наименование

Обозначение

Количество

Весы в сборе

ВРТ-04

1 комплект

ПК с базовым ПО «Весы ВРТ -04»

-

1 комплект

Руководство по эксплуатации весов

ВРТ-04 РЭ

1 экз.

Паспорт

ВРТ-04 ПС

1 экз.

Поверка

осуществляется по документу ГОСТ 8.647 -2015 «ГСИ. Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний» Приложение А «Методика поверки вагонных автоматических весов».

Основные средства поверки:

-    рабочий эталон 4 -го разряда по Приказу Росстандарта от 29 декабря 2018 № 2818 гири номинальной массой от 5 до 2000 кг, класса точности М1 и М1-2 по ГОСТ OIML 111-1-2009. «ГСИ. Гири классов E1, E2, F1, F2, M1, M1-2, M2, M2-3 и M3. Метрологические и технические требования»;

-    контрольные весы и контрольные вагоны, соответствующие требованиям, изложенным в ГОСТ 8.647-2015.

Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых средств измерений с требуемой точностью.

Знак поверки наносится на свидетельство о поверке.

Сведения о методах измерений

приведены в эксплуатационном документе.

Нормативные документы

ГОСТ 8.647-2015 Весы вагонные автоматические. Метрологические и технические требования. Методы испытаний

Приказ Росстандарта от 29 декабря 2018 № 2818 Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы

ТУ 28.29.31-003-12117842-2020 Весы вагонные рельсовые для взвешивания в движении ВРТ -04. Технические условия

Развернуть полное описание