Весы вагонные ВВ. Характеристики, описание, методика поверки.
Госреестр средств измерений РФ на основании сведений из ФГИС “АРШИН”

Весы вагонные ВВ

Основные
Тип
Зарегистрировано поверок 27
Межповерочный интервал / Периодичность поверки 1 год
Найдено поверителей 4

Назначение

Весы вагонные ВВ (далее - весы) предназначены для повагонного статического измерения массы порожних и груженых железнодорожных вагонов/цистерн и состава из них с сухими сыпучими, твердыми, а также жидкими грузами; повагонного или потележечного измерения массы в движении порожних и груженых вагонов/цистерн в составе поезда без расцепки и/или поездов в целом с сухими сыпучими, твердыми, а также жидкими грузами.

Описание

Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругих элементов весоизмерительных тензорезисторных датчиков (далее - датчик), возникающей под действием силы тяжести взвешиваемого груза, в аналоговый или цифровой выходной электрический сигнал, изменяющийся пропорционально массе груза.

Аналоговые электрические сигналы с датчиков поступают в индикатор, содержащий аналогово-цифровой преобразователь, где сигналы суммируются и преобразуются в цифровой код. Результаты взвешивания и значение массы груза индицируются на цифровом дисплее, расположенном на передней панели индикатора вместе с функциональной клавиатурой и/или на дисплее ПК.

Весы состоят из грузоприемного устройства (далее - ГПУ), выполненного в виде одной или нескольких грузоприемных платформ, и индикатора, к которому могут подключаться внешние электронные устройства (компьютер, принтер, выносной дисплей и т.п.).

Каждая грузоприемная платформа опирается на весоизмерительные тензорезисторные датчики. Примыкающие друг к другу края платформ могут опираться на одни и те же датчики.

В весах используются:

-    датчики весоизмерительные тензорезисторные C16A (регистрационный номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (далее - регистрационный номер в ФИФ) 60480-15), производство «Hottinger Baldwin Messtechnik GmbH», Германия;

-    датчики весоизмерительные тензорезисторные BM14G, HM14C (регистрационный номер в ФИФ 55371-19), производство «Zhonghang Elektronik Measuring Instruments Co., LTD», Китай;

-    датчики весоизмерительные МВ 150 (регистрационный номер в ФИФ 44780-10), производство ЗАО «ВИК «Тензо - М», Россия, п. Красково.

В качестве индикатора в весах используются:

-    приборы весоизмерительные МИ (модификации МИ ВДА (ВЖА)/12Я и МИ ВДА (ВЖА)/7Я) (регистрационный номер в ФИФ 61378-15), производство ООО «МИДЛиК», г. Москва;

-    приборы весоизмерительные CI 5010А (регистрационный номер в ФИФ № 50968-12), производство «^AS Corporation», Р. Корея;

-    приборы весоизмерительные DIS2116 (регистрационный номер в ФИФ 61809-15), производство «Hottinger Baldwin Messtechnik GmbH», Германия.

Управление весами осуществляется с помощью функциональной клавиатуры индикатора в режиме статического взвешивания или ПК в режиме взвешивания в движении. Программное обеспечение, установленное на ПК, позволяет проводить регистрацию результатов измерений и выполнять ряд сервисных функций, включая сведения о нарушении скоростного режима движения каждого вагона, статистическую обработку результатов измерений, формирование и ведение базы данных, оформление и печать отчетных документов.

Передача данных на ПК, принтер, вторичный дисплей и другие периферийные устройства осуществляется по различным интерфейсам: RS232, RS422/485, USB, WiFi, Ethernet/IP и т.п.

В весах предусмотрены следующие устройства и функции:

а)    при статическом взвешивании:

-    полуавтоматическое устройство установки на нуль (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. Т.2.7.2.2);

-    устройство первоначальной установки на нуль (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. Т.2.7.2.4);

-    устройство слежения за нулем (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. Т.2.7.3);

-    устройство выборки массы тары (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. Т.2.7.4);

б)    при взвешивании в движении:

-    устройство первоначальной установки нуля;

-    устройство автоматической установки нуля;

-    устройство распознавания вагонов;

-    устройство отображения результатов взвешивания (массы вагона, состава) и печати;

-    устройство автоматического определения положения локомотива и исключения его массы из результатов взвешивания при взвешивании вагонов без расцепки;

-    устройство автоматического определения направления движения;

-    автоматическое определение количества осей, тележек и скорости движения каждого взвешиваемого вагона;

-    устройство сигнализации о перегрузке;

-    устройство сигнализации о превышении предела допускаемой скорости движения.

На ГПУ весов или на индикаторе прикрепляется маркировочная табличка, содержащая следующую информацию:

-    наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

-    условное обозначение весов;

-    заводской номер весов;

-    класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011;

-    значение максимальной нагрузки (Max) в виде: Мах =......т;

-    значение минимальной нагрузки (Min) в виде: Min =......т;

-    значения поверочного интервала (е) и действительной цены деления (d);

-    знак утверждения типа средств измерений;

-    класс точности при взвешивании вагонов по ГОСТ 8.647-2015 (при наличии);

-    класс точности при взвешивании состава из вагонов в целом по ГОСТ 8.647-2015 (при наличии);

-    максимальная нагрузка на платформу в виде: Махп =......т;

-    минимальная нагрузка на платформу в виде Mi^ =......т;

-    цена деления при взвешивании в движении в виде: d =......кг;

-    максимальная рабочая скорость в виде: Vmax=......км/ч;

-    минимальная рабочая скорость в виде: Vmjn =......км/ч.

Весы выпускаются однодиапазонными в модификациях: ВВ-50-20; ВВ-100-50; ВВ-150-50; ВВ-200-100, которые отличаются друг от друга значениями максимальной нагрузки, поверочного интервала, а также исполнениями с разными габаритными размерами ГПУ.

Весы при заказе имеют обозначения вида:

ВВ-Х1-Х2-Хз-Х4(Х5)-Х6,

где ВВ - тип весов;

Х1 - исполнение ГПУ: С, ДТ, СДТ:

С - для статического повагонного взвешивания;

ДТ - для потележечного взвешивания в движении;

СДТ - для статического и повагонного взвешивания в движении;

Х2 - величина максимальной нагрузки в т: 50, 100, 150, 200 (в режиме статического взвешивания и в режиме взвешивания в движении);

Х3 - значение е, кг (для статического режима взвешивания): 20, 50,100;

Х4 - класс точности при взвешивании в движении вагона (при наличии):

0,2; 0,5; 1; 2;

Х5 - класс точности при взвешивании в движении состава (при наличии):

0,2; 0,5; 1; 2;

Х6 - значение d, кг (для режима взвешивания в движении): 20, 50, 100, 200, 500.

Общий вид весов представлен на рисунках 1 и 2, общий вид приборов весоизмерительных (индикаторов) представлен на рисунке 3.

Схема пломбировки от несанкционированного доступа и обозначение мест нанесения знака поверки представлены на рисунке 4.

МИ ВДА (ВЖА)/7Я

Программное обеспечение

Программное обеспечение (далее - ПО) весов является встроенным, что соответствует требованиям п. 5.5 ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Дополнительные требования к электронным устройствам с Программным обеспечением» в части устройств с встроенным ПО.

ПО состоит из метрологически значимой и метрологически незначимой части.

Метрологически значимое ПО хранится в защищенной от демонтажа микросхеме, расположенной в индикаторах и загружается на заводе-изготовителе. ПО «Программа управления весами ООО Земик РУС», устанавливаемое на ПК, защищено от преднамеренных и непреднамеренных изменений путем автоматического контроля идентификационных признаков при запуске программы, в том числе с использованием электронного ключа. ПО не может быть модифицировано, загружено или прочитано через какой-либо интерфейс после загрузки без применения специальных программных и аппаратных средств производителя.

Доступ к изменению метрологически значимых параметров осуществляется только в сервисном режиме работы, вход в который защищен паролем. Для контроля изменений законодательно контролируемых параметров предусмотрен несбрасываемый счетчик.

Идентификационные данные метрологически значимой части ПО могут быть выведены либо на экран монитора ПК в главном окне программы, либо на индикаторе.

Нормирование метрологических характеристик проведено с учетом применения ПО.

Конструкция весов исключает возможность несанкционированного влияния на ПО и измерительную информацию.

Уровень защиты ПО «средний» в соответствии с Р 50.2.077-2014.

Идентификационные данные ПО приведены в таблице 1.

Идентификационные

Значение для индикатора или ПК

данные (признаки)

МИ ВДА (ВЖА)/12Я МИ ВДА (ВЖА)/7Я

CI5010А

DIS 2116

ПК

Идентификационное наименование ПО

Программа управления весами ООО «Зе-мик РУС»

Номер версии (идентификационный номер) ПО

U2.01

1.0010

1.0020

1.0030

Не ниже Р1хх

3.04

Цифровой идентификатор ПО

-*

-*

-*

-*

Технические характеристики

1 Статическое взвешивание

Класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011 ................................................средний (III).

Значения (Мах), (Min), (d), (е), интервалов нагрузки (m), пределов допускаемой погрешности (mpe) и числа поверочных интервалов (n) при поверке приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Метрологические характеристики

Модификации

Мах,

т

Min,

т

d = е, кг

m,

т

mpe,

кг

n

ВВ-С(СДТ)-50-20

50

0,4

20

от 0,4 до 10 включ

±10

2500

св. 10 до 40 включ

±20

св. 40 до 50 включ.

±30

св. 25 до 50 включ.

±50

ВВ-С(СДТ)-100-50

100

1

50

от 1 до 25 включ.

±25

2000

св.25 до 100 включ.

±50

св. 25 до 100 включ.

±50

св. 100 до 120 включ.

±75

ВВ-С(СДТ)-150-50

150

1

50

от 1 до 25 включ.

±25

3000

св. 25 до 100 включ.

±50

св. 100 до 150 включ.

±75

ВВ-С(СДТ)-200-100

200

2

100

от 2 до 50 включ

±50

2000

св. 50 до 200 включ.

±100

Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации равны удвоенному значению пределов допускаемой погрешности при поверке (mpe).

Пределы допускаемой погрешности, после выборки массы тары соответствуют пределам допускаемой погрешности, приведенным в таблице 2, для массы нетто при любом значении массы тары, соответственно.

Таблица 3 - Метрологические характеристики

Наименование характеристики

Значение

Точность устройства установки нуля

±0,25е

Показания индикации массы, кг, не более

Мах+9е

Диапазон выборки массы тары (Т), % от Max

от 0 до 100

Диапазон установки на нуль (суммарный) устройств установки нуля и слежения за нулём, % от Мах, не более

4

Диапазон первоначальной установки нуля, % от Мах, не более

20

2 Взвешивание в движении

Значения максимальной нагрузки (Max), максимальной массы вагона, максимальной нагрузки на платформу (Махп), минимальной массы вагона, минимальной нагрузки на платформу (Min^ по ГОСТ 8.647-2015 для модификаций ВВ-ДТ представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Нагрузки весов для модификаций

Исполнение

Максимальная масса вагона, Max, Max№ т

Минимальная масса вагона, Min№ т

ВВ-ДТ-50

50

16

ВВ-ДТ-100

100

16

ВВ-ДТ-150

150

16

ВВ-ДТ-200

200

16

Таблица 5 - Метрологические характеристики весов по

ГОСТ 8.647-2015

Наименование характеристики

Значение

Класс точности при взвешивании вагона в составе

0,2; 0,5; 1; 2

Класс точности при взвешивании составов

0,2; 0,5; 1; 2

Действительная цена деления весов (d), кг

20; 50; 100; 200; 500

Максимальная нагрузка (Мах), т

50; 100; 150; 200

Минимальная нагрузка (Min), т

2

Максимальная рабочая скорость (Vmax), км/ч

10

Минимальная рабочая скорость (Vmin), км/ч

3

Действительная цена деления в зависимости от максимальной нагрузки и классов точности приведены в таблицах 6 и 7.

Таблица 6 - Действительная цена деления для классов точности весов в зависимости от максимальной нагрузки и классов точности для модификаций ВВ-СДТ_

Характеристика

Модификация

ВВ-СДТ-50

ВВ-СДТ-100

ВВ-СДТ-150

ВВ-СДТ-200

Класс точности

0,2

0,5

Действительная цена деления, кг

20

50

100

100

Таблица 7 - Действительная цена деления для классов точности весов в зависимости от максимальной нагрузки и классов точности для модификаций ВВ-ДТ_

Мах, т

Класс точности

0,2

0,5

1

2

Действительная цена деления, кг

50

20

50

100

100

100

50

50

100

200

150

50

100

200

500

200

50

100

200

500

Пределы допускаемой погрешности при взвешивании в движении вагона при первичной поверке, в зависимости от класса точности по ГОСТ 8.647-2015 и диапазона взвешивания приведены в таблице 8.

Класс точности

Пределы допускаемой погрешности в диапазоне

от Min до 35 % Max включ., % от 35 % Max

св. 35 % Max,

% от измеряемой массы

0,2

±0,10

±0,10

0,5

±0,25

±0,25

1

±0,50

±0,50

2

±1,00

±1,00

Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведенным в таблице 8.

При взвешивании вагона в составе без расцепки при первичной поверке не более чем 10 % полученных значений погрешности весов могут превышать пределы, приведенные в таблице 6, но не должны превышать пределы допускаемой погрешности в эксплуатации.

Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава из (n) вагонов в целом при первичной поверке, в зависимости от класса точности по ГОСТ 8.647-2015 и диапазона взвешивания приведены в таблице 9.

Таблица 9 - Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава из (n) вагонов в целом_

Класс

точности

Пределы допускаемой погрешности в диапазоне

от Min • n до 35 % Max • n включ., % от 35 % Max • n

св. 35 % Maxn,

% от измеряемой массы

0,2

±0,10

±0,10

0,5

±0,25

±0,25

1

±0,50

±0,50

2

±1,00

±1,00

где n - количество контрольных вагонов в составе

Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведенным в таблице 9.

Таблица 10 - Основные технические характеристики_

Наименование характеристики

Значение

Направление движения при взвешивании

двустороннее

Время прогрева весов, мин, не менее

15

Особый диапазон рабочих температур, °С, для ГПУ с датчиками:

-    типа С16А

-    типа BM14G, HM14C

-    типа МВ 150

от -50 до +50 от -30 до +40 от -30 до +40

Диапазон рабочей температуры индикаторов, °С

от -10 до +40

Параметры электрического питания от сети переменного тока:

-    напряжение, В

-    частота, Гц

от 195,5 до 253 от 49 до 51

Потребляемая мощность, В •А, не более

200

Габаритные размеры платформы ГПУ весов, мм:

-    длина

-    ширина

от 1450 до 15000 от 1490 до 2000

Масса ГПУ весов, кг

от 2000 до 20000

Количество грузоприёмных платформ, шт.

от 1 до 10

Длина линии связи между ГПУ и индикатором, м, не более

30

Знак утверждения типа

наносится на титульный лист Руководства по эксплуатации типографским способом и на табличку, прикрепленную на ГПУ или на индикаторе, фотохимическим способом.

Комплектность

Таблица 10 - Комплектность средства измерений

Наименование

Обозначение

Количество

Весы вагонные

ВВ

1 шт.

Руководство по эксплуатации

ВВ.00.000РЭ

1 экз.

Поверка

осуществляется:

-    при статическом взвешивании по ГОСТ OIML R 76-1-2011 «ГСИ. Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания» (приложение ДА. Методика поверки весов);

-    при взвешивании в движении по ГОСТ 8.647-2015 «ГСИ. Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний» (приложение А. Методика поверки вагонных автоматических весов);

Основные средства поверки:

-    рабочий эталон единицы массы 4-го разряда по Приказу Росстандарта от 29.12.2018 г. № 2818 - гири номинальной массой от 100 до 5000 кг, класса точности М1 и М1-2 по ГОСТ OIML R 111-1-2009 «ГСИ. Гири классов E1, E2, F1, F2, M1, M1-2, M2, M2-3 и M3. Часть 1. Метрологические и технические требования»;

-    контрольные весы и контрольные вагоны, соответствующие требованиям, изложенным в ГОСТ 8.647-2015 «ГСИ. Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний».

Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.

Знак поверки наносится на свидетельство о поверке и на пломбы, как показано на рисунке 4.

Сведения о методах измерений

приведены в эксплуатационном документе.

Нормативные документы

ГОСТ OIML R 76-1-2011 Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания

ГОСТ 8.647-2015 Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний

Приказ Росстандарта от 29.12.2018 г. № 2818 Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы

ТУ 28.29.31-002-0961044-2018 Весы вагонные ВВ. Технические условия

Развернуть полное описание