Назначение
Весы вагонные ВВ (далее - весы) предназначены для повагонного статического измерения массы порожних и груженых железнодорожных вагонов/цистерн и состава из них с сухими сыпучими, твердыми, а также жидкими грузами; повагонного или потележечного измерения массы в движении порожних и груженых вагонов/цистерн в составе поезда без расцепки и/или поездов в целом с сухими сыпучими, твердыми, а также жидкими грузами.
Описание
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругих элементов весоизмерительных тензорезисторных датчиков (далее - датчик), возникающей под действием силы тяжести взвешиваемого груза, в аналоговый или цифровой выходной электрический сигнал, изменяющийся пропорционально массе груза.
Аналоговые электрические сигналы с датчиков поступают в индикатор, содержащий аналогово-цифровой преобразователь, где сигналы суммируются и преобразуются в цифровой код. Результаты взвешивания и значение массы груза индицируются на цифровом дисплее, расположенном на передней панели индикатора вместе с функциональной клавиатурой и/или на дисплее ПК.
Весы состоят из грузоприемного устройства (далее - ГПУ), выполненного в виде одной или нескольких грузоприемных платформ, и индикатора, к которому могут подключаться внешние электронные устройства (компьютер, принтер, выносной дисплей и т.п.).
Каждая грузоприемная платформа опирается на весоизмерительные тензорезисторные датчики. Примыкающие друг к другу края платформ могут опираться на одни и те же датчики.
В весах используются:
- датчики весоизмерительные тензорезисторные C16A (регистрационный номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (далее - регистрационный номер в ФИФ) 60480-15), производство «Hottinger Baldwin Messtechnik GmbH», Германия;
- датчики весоизмерительные тензорезисторные BM14G, HM14C (регистрационный номер в ФИФ 55371-19), производство «Zhonghang Elektronik Measuring Instruments Co., LTD», Китай;
- датчики весоизмерительные МВ 150 (регистрационный номер в ФИФ 44780-10), производство ЗАО «ВИК «Тензо - М», Россия, п. Красково.
В качестве индикатора в весах используются:
- приборы весоизмерительные МИ (модификации МИ ВДА (ВЖА)/12Я и МИ ВДА (ВЖА)/7Я) (регистрационный номер в ФИФ 61378-15), производство ООО «МИДЛиК», г. Москва;
- приборы весоизмерительные CI 5010А (регистрационный номер в ФИФ № 50968-12), производство «^AS Corporation», Р. Корея;
- приборы весоизмерительные DIS2116 (регистрационный номер в ФИФ 61809-15), производство «Hottinger Baldwin Messtechnik GmbH», Германия.
Управление весами осуществляется с помощью функциональной клавиатуры индикатора в режиме статического взвешивания или ПК в режиме взвешивания в движении. Программное обеспечение, установленное на ПК, позволяет проводить регистрацию результатов измерений и выполнять ряд сервисных функций, включая сведения о нарушении скоростного режима движения каждого вагона, статистическую обработку результатов измерений, формирование и ведение базы данных, оформление и печать отчетных документов.
Передача данных на ПК, принтер, вторичный дисплей и другие периферийные устройства осуществляется по различным интерфейсам: RS232, RS422/485, USB, WiFi, Ethernet/IP и т.п.
В весах предусмотрены следующие устройства и функции:
а) при статическом взвешивании:
- полуавтоматическое устройство установки на нуль (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. Т.2.7.2.2);
- устройство первоначальной установки на нуль (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. Т.2.7.2.4);
- устройство слежения за нулем (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. Т.2.7.3);
- устройство выборки массы тары (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. Т.2.7.4);
б) при взвешивании в движении:
- устройство первоначальной установки нуля;
- устройство автоматической установки нуля;
- устройство распознавания вагонов;
- устройство отображения результатов взвешивания (массы вагона, состава) и печати;
- устройство автоматического определения положения локомотива и исключения его массы из результатов взвешивания при взвешивании вагонов без расцепки;
- устройство автоматического определения направления движения;
- автоматическое определение количества осей, тележек и скорости движения каждого взвешиваемого вагона;
- устройство сигнализации о перегрузке;
- устройство сигнализации о превышении предела допускаемой скорости движения.
На ГПУ весов или на индикаторе прикрепляется маркировочная табличка, содержащая следующую информацию:
- наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
- условное обозначение весов;
- заводской номер весов;
- класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011;
- значение максимальной нагрузки (Max) в виде: Мах =......т;
- значение минимальной нагрузки (Min) в виде: Min =......т;
- значения поверочного интервала (е) и действительной цены деления (d);
- знак утверждения типа средств измерений;
- класс точности при взвешивании вагонов по ГОСТ 8.647-2015 (при наличии);
- класс точности при взвешивании состава из вагонов в целом по ГОСТ 8.647-2015 (при наличии);
- максимальная нагрузка на платформу в виде: Махп =......т;
- минимальная нагрузка на платформу в виде Mi^ =......т;
- цена деления при взвешивании в движении в виде: d =......кг;
- максимальная рабочая скорость в виде: Vmax=......км/ч;
- минимальная рабочая скорость в виде: Vmjn =......км/ч.
Весы выпускаются однодиапазонными в модификациях: ВВ-50-20; ВВ-100-50; ВВ-150-50; ВВ-200-100, которые отличаются друг от друга значениями максимальной нагрузки, поверочного интервала, а также исполнениями с разными габаритными размерами ГПУ.
Весы при заказе имеют обозначения вида:
ВВ-Х1-Х2-Хз-Х4(Х5)-Х6,
где ВВ - тип весов;
Х1 - исполнение ГПУ: С, ДТ, СДТ:
С - для статического повагонного взвешивания;
ДТ - для потележечного взвешивания в движении;
СДТ - для статического и повагонного взвешивания в движении;
Х2 - величина максимальной нагрузки в т: 50, 100, 150, 200 (в режиме статического взвешивания и в режиме взвешивания в движении);
Х3 - значение е, кг (для статического режима взвешивания): 20, 50,100;
Х4 - класс точности при взвешивании в движении вагона (при наличии):
0,2; 0,5; 1; 2;
Х5 - класс точности при взвешивании в движении состава (при наличии):
0,2; 0,5; 1; 2;
Х6 - значение d, кг (для режима взвешивания в движении): 20, 50, 100, 200, 500.
Общий вид весов представлен на рисунках 1 и 2, общий вид приборов весоизмерительных (индикаторов) представлен на рисунке 3.
Схема пломбировки от несанкционированного доступа и обозначение мест нанесения знака поверки представлены на рисунке 4.
МИ ВДА (ВЖА)/7Я
Программное обеспечение
Программное обеспечение (далее - ПО) весов является встроенным, что соответствует требованиям п. 5.5 ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Дополнительные требования к электронным устройствам с Программным обеспечением» в части устройств с встроенным ПО.
ПО состоит из метрологически значимой и метрологически незначимой части.
Метрологически значимое ПО хранится в защищенной от демонтажа микросхеме, расположенной в индикаторах и загружается на заводе-изготовителе. ПО «Программа управления весами ООО Земик РУС», устанавливаемое на ПК, защищено от преднамеренных и непреднамеренных изменений путем автоматического контроля идентификационных признаков при запуске программы, в том числе с использованием электронного ключа. ПО не может быть модифицировано, загружено или прочитано через какой-либо интерфейс после загрузки без применения специальных программных и аппаратных средств производителя.
Доступ к изменению метрологически значимых параметров осуществляется только в сервисном режиме работы, вход в который защищен паролем. Для контроля изменений законодательно контролируемых параметров предусмотрен несбрасываемый счетчик.
Идентификационные данные метрологически значимой части ПО могут быть выведены либо на экран монитора ПК в главном окне программы, либо на индикаторе.
Нормирование метрологических характеристик проведено с учетом применения ПО.
Конструкция весов исключает возможность несанкционированного влияния на ПО и измерительную информацию.
Уровень защиты ПО «средний» в соответствии с Р 50.2.077-2014.
Идентификационные данные ПО приведены в таблице 1.
Идентификационные | Значение для индикатора или ПК | |
данные (признаки) | МИ ВДА (ВЖА)/12Я МИ ВДА (ВЖА)/7Я | CI5010А | DIS 2116 | ПК |
Идентификационное наименование ПО | | | | Программа управления весами ООО «Зе-мик РУС» |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | U2.01 | 1.0010 1.0020 1.0030 | Не ниже Р1хх | 3.04 |
Цифровой идентификатор ПО | -* | -* | -* | -* |
Технические характеристики
1 Статическое взвешивание
Класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011 ................................................средний (III).
Значения (Мах), (Min), (d), (е), интервалов нагрузки (m), пределов допускаемой погрешности (mpe) и числа поверочных интервалов (n) при поверке приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Метрологические характеристики
Модификации | Мах, т | Min, т | d = е, кг | m, т | mpe, кг | n |
ВВ-С(СДТ)-50-20 | 50 | 0,4 | 20 | от 0,4 до 10 включ | ±10 | 2500 |
св. 10 до 40 включ | ±20 |
св. 40 до 50 включ. | ±30 |
св. 25 до 50 включ. | ±50 |
ВВ-С(СДТ)-100-50 | 100 | 1 | 50 | от 1 до 25 включ. | ±25 | 2000 |
св.25 до 100 включ. | ±50 |
св. 25 до 100 включ. | ±50 |
св. 100 до 120 включ. | ±75 |
ВВ-С(СДТ)-150-50 | 150 | 1 | 50 | от 1 до 25 включ. | ±25 | 3000 |
св. 25 до 100 включ. | ±50 |
св. 100 до 150 включ. | ±75 |
ВВ-С(СДТ)-200-100 | 200 | 2 | 100 | от 2 до 50 включ | ±50 | 2000 |
св. 50 до 200 включ. | ±100 |
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации равны удвоенному значению пределов допускаемой погрешности при поверке (mpe).
Пределы допускаемой погрешности, после выборки массы тары соответствуют пределам допускаемой погрешности, приведенным в таблице 2, для массы нетто при любом значении массы тары, соответственно.
Таблица 3 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Точность устройства установки нуля | ±0,25е |
Показания индикации массы, кг, не более | Мах+9е |
Диапазон выборки массы тары (Т), % от Max | от 0 до 100 |
Диапазон установки на нуль (суммарный) устройств установки нуля и слежения за нулём, % от Мах, не более | 4 |
Диапазон первоначальной установки нуля, % от Мах, не более | 20 |
2 Взвешивание в движении
Значения максимальной нагрузки (Max), максимальной массы вагона, максимальной нагрузки на платформу (Махп), минимальной массы вагона, минимальной нагрузки на платформу (Min^ по ГОСТ 8.647-2015 для модификаций ВВ-ДТ представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Нагрузки весов для модификаций
Исполнение | Максимальная масса вагона, Max, Max№ т | Минимальная масса вагона, Min№ т |
ВВ-ДТ-50 | 50 | 16 |
ВВ-ДТ-100 | 100 | 16 |
ВВ-ДТ-150 | 150 | 16 |
ВВ-ДТ-200 | 200 | 16 |
Таблица 5 - Метрологические характеристики весов по | ГОСТ 8.647-2015 |
Наименование характеристики | Значение |
Класс точности при взвешивании вагона в составе | 0,2; 0,5; 1; 2 |
Класс точности при взвешивании составов | 0,2; 0,5; 1; 2 |
Действительная цена деления весов (d), кг | 20; 50; 100; 200; 500 |
Максимальная нагрузка (Мах), т | 50; 100; 150; 200 |
Минимальная нагрузка (Min), т | 2 |
Максимальная рабочая скорость (Vmax), км/ч | 10 |
Минимальная рабочая скорость (Vmin), км/ч | 3 |
Действительная цена деления в зависимости от максимальной нагрузки и классов точности приведены в таблицах 6 и 7.
Таблица 6 - Действительная цена деления для классов точности весов в зависимости от максимальной нагрузки и классов точности для модификаций ВВ-СДТ_
Характеристика | Модификация |
ВВ-СДТ-50 | ВВ-СДТ-100 | ВВ-СДТ-150 | ВВ-СДТ-200 |
Класс точности | 0,2 | 0,5 |
Действительная цена деления, кг | 20 | 50 | 100 | 100 |
Таблица 7 - Действительная цена деления для классов точности весов в зависимости от максимальной нагрузки и классов точности для модификаций ВВ-ДТ_
Мах, т | Класс точности |
0,2 | 0,5 | 1 | 2 |
Действительная цена деления, кг |
50 | 20 | 50 | 100 | 100 |
100 | 50 | 50 | 100 | 200 |
150 | 50 | 100 | 200 | 500 |
200 | 50 | 100 | 200 | 500 |
Пределы допускаемой погрешности при взвешивании в движении вагона при первичной поверке, в зависимости от класса точности по ГОСТ 8.647-2015 и диапазона взвешивания приведены в таблице 8.
Класс точности | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
от Min до 35 % Max включ., % от 35 % Max | св. 35 % Max, % от измеряемой массы |
0,2 | ±0,10 | ±0,10 |
0,5 | ±0,25 | ±0,25 |
1 | ±0,50 | ±0,50 |
2 | ±1,00 | ±1,00 |
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведенным в таблице 8.
При взвешивании вагона в составе без расцепки при первичной поверке не более чем 10 % полученных значений погрешности весов могут превышать пределы, приведенные в таблице 6, но не должны превышать пределы допускаемой погрешности в эксплуатации.
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава из (n) вагонов в целом при первичной поверке, в зависимости от класса точности по ГОСТ 8.647-2015 и диапазона взвешивания приведены в таблице 9.
Таблица 9 - Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава из (n) вагонов в целом_
Класс точности | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
от Min • n до 35 % Max • n включ., % от 35 % Max • n | св. 35 % Maxn, % от измеряемой массы |
0,2 | ±0,10 | ±0,10 |
0,5 | ±0,25 | ±0,25 |
1 | ±0,50 | ±0,50 |
2 | ±1,00 | ±1,00 |
где n - количество контрольных вагонов в составе |
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведенным в таблице 9.
Таблица 10 - Основные технические характеристики_
Наименование характеристики | Значение |
Направление движения при взвешивании | двустороннее |
Время прогрева весов, мин, не менее | 15 |
Особый диапазон рабочих температур, °С, для ГПУ с датчиками: - типа С16А - типа BM14G, HM14C - типа МВ 150 | от -50 до +50 от -30 до +40 от -30 до +40 |
Диапазон рабочей температуры индикаторов, °С | от -10 до +40 |
Параметры электрического питания от сети переменного тока: - напряжение, В - частота, Гц | от 195,5 до 253 от 49 до 51 |
Потребляемая мощность, В •А, не более | 200 |
Габаритные размеры платформы ГПУ весов, мм: - длина - ширина | от 1450 до 15000 от 1490 до 2000 |
Масса ГПУ весов, кг | от 2000 до 20000 |
Количество грузоприёмных платформ, шт. | от 1 до 10 |
Длина линии связи между ГПУ и индикатором, м, не более | 30 |
Знак утверждения типа
наносится на титульный лист Руководства по эксплуатации типографским способом и на табличку, прикрепленную на ГПУ или на индикаторе, фотохимическим способом.
Комплектность
Таблица 10 - Комплектность средства измерений
Наименование | Обозначение | Количество |
Весы вагонные | ВВ | 1 шт. |
Руководство по эксплуатации | ВВ.00.000РЭ | 1 экз. |
Поверка
осуществляется:
- при статическом взвешивании по ГОСТ OIML R 76-1-2011 «ГСИ. Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания» (приложение ДА. Методика поверки весов);
- при взвешивании в движении по ГОСТ 8.647-2015 «ГСИ. Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний» (приложение А. Методика поверки вагонных автоматических весов);
Основные средства поверки:
- рабочий эталон единицы массы 4-го разряда по Приказу Росстандарта от 29.12.2018 г. № 2818 - гири номинальной массой от 100 до 5000 кг, класса точности М1 и М1-2 по ГОСТ OIML R 111-1-2009 «ГСИ. Гири классов E1, E2, F1, F2, M1, M1-2, M2, M2-3 и M3. Часть 1. Метрологические и технические требования»;
- контрольные весы и контрольные вагоны, соответствующие требованиям, изложенным в ГОСТ 8.647-2015 «ГСИ. Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний».
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке и на пломбы, как показано на рисунке 4.
Сведения о методах измерений
приведены в эксплуатационном документе.
Нормативные документы
ГОСТ OIML R 76-1-2011 Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания
ГОСТ 8.647-2015 Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний
Приказ Росстандарта от 29.12.2018 г. № 2818 Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы
ТУ 28.29.31-002-0961044-2018 Весы вагонные ВВ. Технические условия