Весы вагонные ВВЭ. Характеристики, описание, методика поверки.
Госреестр средств измерений РФ на основании сведений из ФГИС “АРШИН”

Весы вагонные ВВЭ

Основные
Тип
Зарегистрировано поверок 6
Межповерочный интервал / Периодичность поверки 1 год
Найдено поверителей 1

Назначение

Весы вагонные ВВЭ (далее - весы) предназначены для измерений массы железнодорожных транспортных средств путем:

-    поосного, потележечного взвешивания в движении;

-    повагонного взвешивания в движении и, если применимо, в статическом режиме.

Описание

Принцип действия весов основан на использовании гравитационного притяжения. Сила тяжести или динамическая сила от осей железнодорожного транспортного средства, вызывают упругую деформацию чувствительного элемента, которая преобразуется в аналоговый электрический сигнал, пропорциональный массе объекта измерений. Этот сигнал подвергается аналого-цифровому преобразованию, математической обработке электронными устройствами весов с дальнейшим определением измеряемой величины.

Результаты измерений отображаются в визуальной форме на дисплее весов, а также могут быть сохранены в запоминающем устройстве и/или переданы через цифровой интерфейс на внешние устройства.

Весы состоят из грузоприемного устройства (далее - ГПУ) и электронного весоизмерительного устройства.

ГПУ, в зависимости от модификации весов, может иметь от одной до четырех секций, каждая из которых опирается на четыре весоизмерительных тензорезисторных датчика (далее -датчики).

В состав ГПУ входят датчики, одного из следующих типов:

-    датчики весоизмерительные тензорезисторные С, модификации С16А и C16i (регистрационный № 60480-15; № 67871-17);

-    датчики весоизмерительные тензорезисторные WBK (регистрационный № 56685-14);

-    датчики весоизмерительные тензорезисторные WBK-D (регистрационный № 54471-13).

Сигнальные кабели датчиков через соединительную (клеммную) коробку подключаются к электронному весоизмерительному устройству.

Электронные весоизмерительные устройства представляют собой индикатор (п.Т.2.2.2 ГОСТ OIML R 76-1-2011) или терминал (п.Т.2.2.5 ГОСТ OIML R 76-1-2011), выполненные в виде промышленного компьютера со встроенным специализированным программным обеспечением «Весы вагонные ВВЭ» (далее - ПО).

Индикатор, используемый в составе весов - прибор весоизмерительный М1РС-01, изготовитель - ЗАО «Измерительная техника», г. Пенза.

Терминал, используемый в составе весов - прибор весоизмерительный М1РС-03, изготовитель - ЗАО «Измерительная техника», г. Пенза.

Совместно с терминалом может использоваться внешнее устройство обработки аналоговых данных ВП1Д, изготовитель - ЗАО «Измерительная техника», г. Пенза, установленное в соединительной коробке.

Модификации весов имеют обозначение вида: ВВЭ-[1]-[2]-[3]-[4]-[5], где:

[1]    - Условное обозначение режима взвешивания:

Д1 - поосное взвешивание в движении;

Д - потележечное взвешивание в движении;

СД - повагонное взвешивание в движении и в статическом режиме;

[2]    - Значение максимальной нагрузки (Max), т: 20, 50, 100; 120, 150; 200, 250.

[3]    - Класс точности по ГОСТ 8.647-2015: 0,2; 0,5; 1; 2, 5;

[4]    - Условное обозначение числа поверочных интервалов n в одном или нескольких диапазонах взвешивания (для модификаций ВВЭ-СД):

Т - при 3000 < n < 5000; отсутствует при n < 3000;

[5]    - Ex - условное обозначение весов во взрывозащищенном исполнении.

Общий вид ГПУ представлен на рисунке 1, приборов весоизмерительных М1РС-01 и М1РС-03, - на рисунке 2, схема пломбировки от несанкционированного доступа - на рисунке 3.

М1РС-01 и М1РС-03    Соединительная коробка

а)    в режиме взвешивания в движении (в скобках указаны соответствующие пункты ГОСТ 8.647-2015):

-    автоматическое устройство установки нуля (6.14);

-    устройство первоначальной установки нуля;

-    устройство хранения информации;

-    устройство отображения результатов взвешивания (массы вагона, состава) и печати;

-    определение скорости и направления движения железнодорожного транспортного средства;

-    сигнализация о превышении максимальной рабочей скорости движения железнодорожного транспортного средства;

-    сигнализация о превышении максимально допускаемого значения массы железнодорожного транспортного средства;

-    определение нагрузок по сторонам и тележкам вагона и расчет смещения центра тяжести вагона;

-    устройство распознавания типа вагонов (6.13, 6.19, 6.20,);

-    устройство автоматического определения положения локомотива и исключения его массы из результатов взвешивания (6.7, 6.18);

б)    в режиме статического взвешивания (в скобках указаны соответствующие пункты ГОСТ OIML R 76-1-2011):

-    автоматическое (T.2.7.2.3) и полуавтоматическое (T.2.7.2.2) устройство установки на

нуль;

-    устройство автоматического слежения за нулем (T.2.7.3);

-    устройство первоначальной установки на нуль (Т.2.7.2.4);

-    устройство уравновешивания тары - устройство выборки массы тары (T.2.7.4.1);

-    режим работы многодиапазонных весов с автоматическим переключением диапазонов взвешивания (4.10);

-    устройство хранения информации (4.4.6);

-    устройство отображения результатов взвешивания (массы вагона, состава) и печати

(44);

-    определение нагрузок по сторонам и тележкам вагона и расчет смещения центра тяжести вагона;

-    сигнализация о превышении максимально допускаемого значения массы железнодорожного транспортного средства (4.2.3).

в)    дополнительные функции:

-    модификации весов, предназначенные для взвешивания в движении (исполнение Д), могут иметь статический режим взвешивания.

Маркировочная табличка весов содержит следующую основную информацию:

-    наименование предприятия-изготовителя;

-    обозначение типа;

-    год изготовления;

-    заводской номер;

-    знак утверждения типа;

-    класс точности весов (для каждого режима взвешивания);

-    диапазон температур;

-    метрологические характеристики в режиме взвешивания в движении:

-    максимальная нагрузка (Мах);

-    минимальная нагрузка (Min);

-    цена деления (d);

-    максимальная рабочая скорость (Vmax);

-    минимальная рабочая скорость (Vmin);

-    метрологические характеристики в режиме статического взвешивания (если применимо):

-    максимальная нагрузка (Мах);

-    минимальная нагрузка (Min),

-    поверочный интервал (e).

Программное обеспечение

Программное обеспечение «Весы вагонные ВВЭ» состоит из метрологически значимой («ПИМ») и метрологически незначимой частей. Исполняемые файлы метрологически значимой части ПО защищены от случайных или намеренных изменений следующим образом:

-    при включении весов производится автоматическое вычисление контрольной суммы по машинному коду метрологически значимого ПО и сравнение результата с хранящимся фиксированным значением. В случае несовпадения контрольной суммы, работа ПО блокируется;

-    для контроля изменений метрологически значимых параметров предусмотрен несбрасываемый счетчик в защищенной памяти электронного ключа HASP, тем самым исключается возможность несанкционированного вмешательства в ПО и искажения измерительной информации. Значение счетчика автоматически увеличивается на единицу при любом изменении метрологически значимых параметров. Текущее значение счетчика фиксируется в свидетельстве о поверке (при положительных результатах поверки) и в эксплуатационном документе (паспорте) на весы.

Идентификационные данные метрологически значимой части ПО (таблица 1) отображаются на дисплее в рабочем окне программы при переходе в раздел «Справка - О программе», а также в главном окне программы «ПИМ».

Метрологически незначимая часть предназначена для создания интерфейса пользователя (рабочей среды) для оператора и имеет как стандартный, так и индивидуальный набор функций для оптимизации процесса взвешивания.

Защита ПО от преднамеренных и непреднамеренных воздействий соответствует уровню «высокий» по Р 50.2.077 - 2014.

Таблица 1 - Идентификационные данные ПО

Идентификационные данные (признаки)

Значение

Идентификационное наименование ПО

«ПИМ»

Номер версии (идентификационный номер) ПО

3.1.0.13

Цифровой идентификатор ПО

1E45B86B7A327188

9AE656DC4D664582

Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПО

MD5

Технические характеристики

1. Метрологические и технические характеристики весов при взвешивании в движении.

Таблица 2 - Метрологические характеристики весов с изменяющимся значением d

Наименование характеристики

Значение

ВВЭ-СД-120-

-[3]-[4]-[5]

ВВЭ-СД-150-

-[3]-[4]-[5]

ВВЭ-СД-200-

-[3]-[4]-[5]

ВВЭ-СД-250-

-[3]-[5]

Класс точности по ГОСТ 8.647-2015

0,2; 0,5; 1; 2; 5

Максимальная нагрузка Max, т

120

150

200

250

Минимальная нагрузка Min, т:

10

10

10

10

Действительная цена деления d, кг для классов точности:

0,2

0,5

1

2

5

201; 502 5001; 10002

201; 502 501; 1002 1001; 2002 2001; 5002 5001; 10002

201; 502 501; 1002 1001; 2002 2001; 5002 5001; 10002

201; 502 501; 1002 1001; 2002 2001; 5002

1При показаниях до 100 т включительно

2

При показаниях свыше 100 т

Таблица 3 - Метрологические ха

зактеристики весов с постоянным значением d

Наименование характеристики

Значение

ВВЭ-[1]-

-20-

-[3]-[5]

ВВЭ-[1]-

-20-

-[3]-[5]

]- [5]

sk ° ^

В [3 1

ВВЭ-[1]-

-50-

-[3]-[4]-[5]

ВВЭ-[1]-

-100-

-[3]-[4]-[5]

ВВЭ-[1]-

-100-

-[3]-[4]-[5]

Класс точности по ГОСТ 8.647-2015

0,2; 0,5; 1; 2; 5

Максимальная нагрузка Max, т

20

20

50

50

100

100

Максимальная нагрузка на платформу Maxп при взвешивании в движении по частям*

20/n

20/n

50/n

50/n

100/n

100/n

Минимальная нагрузка Min, т:

1

1

2

2

10

10

Минимальная нагрузка на платформу Mi^ при взвешивании в движении по частям*

1/n

1/n

2/n

2/n

10/n

10/n

Действительная цена деления d, кг для классов точности:

0,2

10

20

20

50

20

50

0,5

10

20

20

50

50

100

1

20

50

50

100

100

200

2

50

100

100

200

200

500

5

100

200

500

500

500

1000

* n - количество последовательных приемов взвешивания одного вагона

Таблица 4 - Метрологические характеристики весов с постоянным значением d

Значение

Наименование характеристики

ВВЭ-[1]-

-120-

ВВЭ-[1]-

-120-

ВВЭ-[1]-

-150-

ВВЭ-[1]-

-200-

ВВЭ-[1]-

-250-

-[3]-[4]-[5]

-[3]-[4]-[5]

-[3]-[4]-[5]

-[3]-[4]-[5]

-[3]-[5]

Класс точности по ГОСТ 8.647-2015

0,2; 0,5; 1; 2; 5

Максимальная нагрузка Max, т

120

120

150

200

250

Максимальная нагрузка на платформу Махп при взвешивании в движении по

120/n

120/n

150/n

200/n

250/n

частям*

Минимальная нагрузка Min, т:

10

10

10

10

10

Минимальная нагрузка на платформу Mi^ при взвешивании в движении по

10/n

10/n

10/n

10/n

10/n

частям*

Действительная цена деления d, кг

для классов точности:

0,2

50

50

50

50

50

0,5

50

100

100

100

100

1

100

200

200

200

200

2

200

500

500

500

500

5

1000

1000

1000

1000

-

* n - количество последовательных приемов взвешивания одного вагона

2. Метрологические характеристики весов в режиме статического взвешивания.

Таблица 5 - Метрологические характеристики

Наименование характеристики

Значение

Класс точности по ГОСТ OIML R 76-1—2011

III

Диапазон выборки массы тары, % Мах

100

Модификация

Метрологическая характеристика

Max, т

г

к

чз

II

n

ВВЭ-СД-20-[3]-[5]

20

10

2000

ВВЭ-СД-50-[3]-Т-[5] 1

50

10

5000

ВВЭ-СД-100-[3]-Т-[5] 1

100

20

5000

ВВЭ-СД-100-[3]-[5]

100

50

2000

ВВЭ-СД-120-[3]-[5]

120

50

2400

ВВЭ-СД-150-[3]-[5]

150

50

3000

ВВЭ-СД-200-[3]-Т-[5] 2

200

50

4000

ВВЭ-СД-200-[3]-[5]

200

100

2000

ВВЭ-СД-250-[3]-[5]

250

100

2500

1При использовании датчиков с числом поверочных интервалов nmax > 5000; 2

При использовании датчиков с числом поверочных интервалов nmax > 4000.

Таблица 7 - Метрологические характеристики многодиапазонных весов

Модификация

Метрологическая характеристика

Диапазон взвешивания W1

Диапазон взвешивания W2

Диапазон взвешивания W3

Max1,

т

e1=d1,

кг

ni

Max2,

т

e2=d2,

кг

n2

Max3,

т

e3=d3,

кг

n3

ВВЭ-СД-50-[3]-[5]

30

10

3000

50

20

2500

ВВЭ-СД-100-[3]-Т-[5] 1

50

10

5000

100

20

5000

-

-

-

ВВЭ-СД-100-[3]-[5]

60

20

3000

100

50

2000

-

-

-

ВВЭ-СД-100-[3]-[5] 2

30

10

3000

60

20

3000

100

50

2000

ВВЭ-СД-120-[3]-[5] 1

30

10

3000

60

20

3000

120

50

2400

ВВЭ-СД-120-[3]-Т-[5] 1

50

10

5000

100

20

5000

120

50

2400

ВВЭ-СД-120-[3]-[5]

60

20

3000

120

50

2400

-

-

-

ВВЭ-СД-150-[3]-[5]

60

20

3000

150

50

3000

-

-

-

ВВЭ-СД-150-[3]-Т-[5] 1

100

20

5000

150

50

3000

-

-

-

ВВЭ-СД-200-[3]-Т-[5] 1

100

20

5000

200

50

4000

-

-

-

ВВЭ-СД-200-[3]-[5] 2

60

20

3000

150

50

3000

200

100

2000

ВВЭ-СД-200-[3]-[5]

150

50

3000

200

100

2000

-

-

-

ВВЭ-СД-250-[3]-[5] 1

60

20

3000

150

50

3000

250

100

2500

ВВЭ-СД-250-[3]-[5]

150

50

3000

250

100

2500

-

-

-

1При использовании датчиков с числом поверочных интервалов nmax > 5000; 2

При использовании датчиков с числом поверочных интервалов nmax > 4000.

Весы с числом поверочных интервалов n более 3000 устанавливаются внутри сооружений, обеспечивающих защиту от атмосферных воздействий (осадков и воздушных потоков).

Таблица 8 - Основные технические характеристики

Наименование характеристики

Значение

Максимальная рабочая скорость (vmax), км/ч

10

Минимальная рабочая скорость (vmin), км/ч

1

Направление движения через ГПУ при взвешивании

одностороннее или двустороннее

Диапазон температуры для ГПУ с датчиками, °С:

-    С16А, СШ

-    WBK, класс точности C3

-    WBK-D

от -50 до +50 от -40 до +50 от -40 до +40

Диапазон температуры для М1РС-01, М1РС-03, °С

от -10 до +50

Диапазон температуры для ВП1Д, °С

от -50 до +50

Электропитание - однофазная сеть переменного тока:

-    номинальное напряжение, В

-    номинальная частота, Гц

220

50

Вид взрывозащиты

II Gb/ III Db

Длина ГПУ, мм, не более Длина секции ГПУ, мм, не более

32000

7000

Масса ГПУ, кг, не более

50000

Знак утверждения типа

наносится на маркировочные таблички, расположенные на корпусе весоизмерительного прибора и/или ГПУ весов, а также типографским способом на титульный лист эксплуатационного документа.

Комплектность

Таблица 9 - Комплектность средства измерений

Наименование

Обозначение

Количество

Весы вагонные

ВВЭ

1 шт.

Паспорт

ИТ.404522.094ПС

1 экз.

Руководство по эксплуатации

ИТ.404522.094РЭ

1 экз.

Дополнительное оборудование и ЗИП согласно технической документации (по дополнительному заказу)

-

1 к-т

Поверка

осуществляется по документу ГОСТ 8.647-2015 «ГСИ. Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний», приложение А. «Методика поверки вагонных автоматических весов» в режиме взвешивания в движении и/или ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания», приложение ДА «Методика поверки весов» в статическом режиме взвешивания.

Основные средства поверки:

-    рабочие эталоны 4-го или 5-го разряда по приказу Росстандарта от 29.12.2018 № 2818 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы»;

-    контрольные весы и испытательный состав, соответствующие требованиям ГОСТ 8.647-2015.

Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых весов с требуемой точностью.

Знак поверки наносится на свидетельство о поверке или в паспорт.

Сведения о методах измерений

приведены в эксплуатационных документах

Нормативные документы

Приказ Росстандарта от 29.12.2018 № 2818 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы»

ГОСТ 8.647-2015 «ГСИ. Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний», приложение А. «Методика поверки вагонных автоматических весов»

ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания»

ИТ.404522.094 ТУ-2016 «Весы вагонные ВВЭ. Технические условия»

Развернуть полное описание