Назначение
Весы вагонные ВВЭ-Т (далее - весы) предназначены для измерения массы железнодорожных транспортных средств путем повагонного взвешивания в движении и в режиме статического взвешивания.
Описание
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругого элемента весоизмерительного тензорезисторного датчика, возникающей под действием силы тяжести взвешиваемого железнодорожного транспортного средства, в цифровой или аналоговый электрический сигнал, пропорциональный его массе. Далее этот сигнал обрабатывается. Измеренное значение массы выводится на дисплей (монитор) электронного весоизмерительного устройства.
Конструктивно весы состоят из модулей.
Грузоприемное устройство (далее - ГПУ), в зависимости от модификации весов, может иметь от двух до четырех секций, каждая из которых опирается на четыре весоизмерительных тензорезисторных датчика.
Сигнальные кабели датчиков подключены к электронному весоизмерительному устройству через клеммную и распределительную коробки.
Весоизмерительные тензорезисторные датчики, используемые в составе весов:
- датчики весоизмерительные тензорезисторные С, модификации С16А и C16i, регистрационный № 60480-15;
- датчики весоизмерительные тензорезисторные WBK, регистрационный № 56685-14;
- датчики весоизмерительные тензорезисторные WBK-D, регистрационный № 5447113;
- датчики весоизмерительные тензорезисторные ZS, CLC, WLS, SDS, EDS, модификация ZS, регистрационный № 75819-19;
- датчики весоизмерительные тензорезисторные ST, SHB, модификация ST, регистрационный № 68154-17;
- датчики весоизмерительные МВ150, регистрационный № 44780-10.
Для каждого весоизмерительного датчика максимальное число поверочных интервалов должно быть равным или большим числа поверочных интервалов весов.
Электронные весоизмерительные устройства представляют результаты взвешивания и имеют клавиши управления весами. При использовании в весах цифровых датчиков электронные весоизмерительные устройства представляют собой терминал (Т.2.2.5 ГОСТ OIML R 76-12011). При использовании в весах аналоговых датчиков электронные весоизмерительные устройства представляют собой индикатор (Т.2.2.1 ГОСТ OIML R 76-1-2011).
В качестве индикатора используются прибор весоизмерительный М1РС-01, изготовитель - ЗАО «Измерительная техника», г. Пенза.
В качестве терминала используется прибор весоизмерительный М1РС-03, изготовитель - ЗАО «Измерительная техника», г. Пенза.
Приборы весоизмерительные М1РС-01 и М1РС-03, изготовитель - ЗАО «Измерительная техника», г. Пенза, выполнены в виде промышленного или персонального компьютера с установленным специализированным программным обеспечением расчета и индикации результатов измерений «Весы вагонные ВВЭ», и включают в себя внешнее или встроенное устройство обработки аналоговых данных (М1РС-01) и/или устройство обработки цифровых данных (М1РС-03), а также стабилизированный источник питания.
Совместно с терминалом может использоваться внешнее устройство обработки аналоговых данных ВП1Д, изготовитель - ЗАО «Измерительная техника», г. Пенза, установленное в соединительной коробке.
Весы снабжены следующими устройствами и функциями:
а) режим взвешивания в движении:
- автоматическая установка нуля;
- сигнализация о перегрузке;
- сигнализация о превышении предела допускаемой скорости движения;
- хранение результатов измерений в базе данных;
- определение нагрузок по сторонам и тележкам вагона;
- расчет смещения центра тяжести вагона;
- автоматическая регистрация порядкового номера вагона, массы вагона, массы состава в целом, скорости движения каждого вагона;
- автоматический контроль и выявление неисправностей в работе электронного оборудования.
б) режим взвешивания в статике (в скобках указаны соответствующие пункты ГОСТ OIML R 76-1-2011):
- устройство автоматической и полуавтоматической установки на нуль (T.2.7.2.2, T.2.7.2.3);
- устройство слежения за нулем (T.2.7.3);
- устройство первоначальной установки на нуль (Т.2.7.2.4);
- устройство уравновешивания тары - устройство выборки массы тары (T.2.7.4.1);
- сигнализация о перегрузке;
- долговременное хранение измерительной информации (Т.2.8.5);
- автоматический контроль и выявление неисправностей в работе электронного оборудования.
Весы могут быть оснащены последовательными интерфейсами RS-232, RS422, RS-485, Ethernet или USB 2.0 для связи с периферийными устройствами (например: принтеры, электронные регистрирующие устройства, вторичный дисплей).
Модификации весов вагонных ВВЭ-Т имеют обозначение:
Весы вагонные ВВЭ-Т-[1]-[2]-[3], где:
[1] - Максимальная нагрузка, т: 100; 150; 200.
[2] - Поверочный интервал (e), кг:
1 - для однодиапазонных весов: 20;
2 - для многодиапазонных весов (e1 диапазона взвешивания W1/e2 диапазона взвешивания W2): 20/50;
3 - для многодиапазонных весов (e1 диапазона взвешивания W1/e2 диапазона взвешивания W2/ e3 диапазона взвешивания W3): 20/50/100.
[3] - Условное обозначение датчиков в составе весов:
А1 -датчики С16А; Ц1 - датчики C16i;
А2 - датчики WBK; Ц2 - датчики WBK-D;
А3 - датчики аналоговые ZS Ц3 - датчики цифровые ZS
А4 - датчики ST
A5 - датчики МВ150
Общий вид ГПУ представлен на рисунке 1, приборов весоизмерительных М1РС-01 и М1РС-03 - на рисунке 2. Схема пломбировки от несанкционированного доступа приведена на рисунке 3.
Рисунок 2 - Общий вид (пример) индикатора M1PC-01 и терминала M1PC-03
М1РС-01 и М1РС-03
Рисунок 3 - Схема пломбировки от несанкционированного доступа (1 - мастичная пломба)
1
Соединительная коробка
Рисунок 1 - Общий вид ГПУ весов
Маркировочная табличка (обязательная маркировка) весов выполнена в виде металлической пластинки, крепится при помощи заклепок на боковую сторону рамы ГПУ и/или приклеивается на корпус весоизмерительного прибора, и содержит следующие основные данные, нанесенные методом полноцветной цифровой металлографии и гравировки:
- наименование предприятия-изготовителя;
- обозначение типа и модификации весов;
- знак утверждения типа весов;
- метрологические характеристики в режиме взвешивания в движении:
- наибольший предел взвешивания (НПВ);
- наименьший предел взвешивания (НмПВ);
- дискретность отсчета (d);
- предел допускаемой погрешности для вагона и состава в целом;
- диапазон рабочих скоростей;
- направление движения при взвешивании;
- метрологические характеристики в режиме статического взвешивания:
- класс точности весов;
- максимальная нагрузка (Мах);
- минимальная нагрузка (Min);
- поверочный интервал (e);
- год изготовления;
- заводской номер (арабские цифры).
Нанесение знака поверки на средство измерений не предусмотрено.
Программное обеспечение
Программное обеспечение (далее - ПО) весов, использующих индикатор M1PC-01 или терминал M1PC-03, является автономным и состоит из метрологически значимой и метрологически незначимой части.
Идентификационные данные ПО отображаются на дисплее индикатора (терминала) при включении весов.
Защита ПО и измерительной информации от преднамеренных и непреднамеренных воздействий соответствует требованиям ГОСТ OIML R 76-1-2011. Исполняемые файлы ПО защищены от случайного или намеренного изменения. Корпус пломбируется, что препятствует смене носителя с установленным на нем ПО. При включении весов, производится автоматическое вычисление контрольной суммы по машинному коду законодательно контролируемого ПО и сравнение результата с хранящимся фиксированным значением. Результат проверки отображается на мониторе. Для контроля изменений законодательно контролируемых параметров предусмотрен несбрасываемый счетчик.
ПО не может быть модифицировано или загружено через какой-либо интерфейс с помощью других средств после принятия защитных мер. Защита от преднамеренных и непреднамеренных воздействий соответствует уровню «высокий» по Р 50.2.077.
Идентификационные данные программного обеспечения приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Идентификационные данные ПО
Идентификационные данные (признаки) | Значение |
1 | 2 | 3 |
Идентификационное наименование ПО | ПИМ | ПИМ |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | 2.3.0.5 | 3.1.0.13 |
Цифровой идентификатор ПО | 9F1931A3D26B37645 91424C9564C5D | 1Е45В86В7А3271889А E656DC4D664582 |
Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПО | MD5 | MD5 |
Технические характеристики
1 Метрологические и технические характеристики весов в режиме статического взвешивания.
Класс точности весов по ГОСТ OIML R 76-1-2011 средний
(III)
Модификации весов, максимальная нагрузка (Мах), поверочный интервал (е), число поверочных интервалов (n), действительная цена деления (d) приведены в таблицах 2 и 3.
Диапазон уравновешивания тары 100 % Maxr
Таблица 2 - Однодиапазонные весы
Наименование модификации | Метрологические характеристики |
Max, т | е=d, кг | п |
ВВЭ-Т-100-1-А1(А3, Ц1, Ц3) | 100 | 20 | 5000 |
Таблица 3 - Многодиапазонные весы
Наименование модификации | Метрологические характеристики |
Диапазон взвешивания W1 | Диапазон взвешивания W2 | Диапазон взвешивания W3 |
Maxi, т | е i= d 1, кг | п | Мах2, т | е 2=d2, кг | п | Мах3, т | е 3=ds, кг | п |
ВВЭ-Т-100-2-[3] | 60 | 20 | 3000 | 100 | 50 | 2000 | _ | _ | _ |
ВВЭ-Т-150-2-[3] | 60 | 20 | 3000 | 150 | 50 | 3000 | _ | _ | _ |
ВВЭ-Т-150-2-А1(А3, Ц1, Ц3) | 100 | 20 | 5000 | 150 | 50 | 3000 | _ | _ | _ |
ВВЭ-Т-200-2-А1(А3, Ц1, Ц3) | 100 | 20 | 5000 | 200 | 50 | 4000 | _ | _ | _ |
ВВЭ-Т-200-3-[3] | 60 | 20 | 3000 | 150 | 50 | 3000 | 200 | 100 | 2000 |
Весы с числом поверочных интервалов более 3000 устанавливаются в закрытых помещениях, обеспечивающих защиту от атмосферных воздействий (осадков и воздушных потоков).
2 Метрологические и технические характеристики весов при взвешивании в движении.
Наибольший предел взвешивания (НПВ), т:....................................................... 100; 150;
200 Дискретность отсчета, кг............................................................................... 20, 20/50,
50
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении вагона в составе без расцепки при поверке и в эксплуатации должны соответствовать значениям, указанным в таблице 4.
Таблица 4
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
Вагон массой от НмПВ до 35%НПВ вкл, % от 35%НПВ | Вагон массой свыше 35%НПВ, % от измеряемой массы |
± 0,3 | ± 0,3 |
Примечание: значения пределов допускаемой погрешности для одного конкретного значения массы округляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов. |
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава из вагонов в целом при первичной поверке (в эксплуатации) должны соответствовать значениям, указанным в таблице 5.
Таблица 5
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
от НмПВхп до 35% НПВхп включ., % от 35% НПВхп | св. 35% НПВхп, % от измеряемой массы |
± 0,1 (± 0,2) | ± 0,1 (± 0,2) |
Примечания: 1. п - число вагонов в составе (но не менее трех). При фактическом числе вагонов в составе, превышающем 10, значение п принимают равным 10. 2. Значения пределов допускаемой погрешности для одного конкретного значения массы округляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов. |
аблица 6 - Основные технические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Максимальная рабочая скорость (vmax), км/ч | 8 |
Минимальная рабочая скорость (vmin), км/ч | 3 |
Направление движения ТС через ГПУ при взвешивании | двустороннее |
Диапазон температуры для ГПУ с датчиками, °С: - С16А, C16i, ST, МВ150 - WBK класса точности СЗ - WBK-D, ZS | от -50 до +50 от -40 до +50 от -40 до +40 |
Диапазон температуры для М1РС-01, М1РС-0З, °C | от 0 до +40 |
Диапазон температуры для ВП1Д, °C | от -50 до +50 |
Параметры электрического питания от сети переменного тока: - номинальное напряжение, В - номинальная частота, Гц | 220 50 |
Габаритные размеры ГПУ, мм, не более: - длина - ширина | 28000 3000 |
Масса ГПУ весов, кг, не более | 50000 |
Знак утверждения типа
Знак утверждения типа наносится на маркировочные таблички, расположенные на индикаторе или терминале и на корпусе грузоприемного устройства весов и типографским способом на титульные листы эксплуатационной документации.
Комплектность
Таблица 7 - Комплектность средства измерений
Наименование | Обозначение | Количество |
Весы | _ | 1 шт. |
Паспорт | ИТ.404522.106 ПС | 1 экз. |
Руководство по эксплуатации | ИТ.404522.106 РЭ | 1 экз. |
Методика поверки | _ | 1 экз. |
Дополнительное оборудование и ЗИП согласно технической документации (по дополнительному заказу) | _ | 1 комплект |
Сведения о методах измерений
приведены в разделе 9 «Методика выполнения измерений» документа ИТ.404522.106 РЭ «Весы вагонные ВВЭ-Т. Руководство по эксплуатации».
Нормативные документы
Приказ Росстандарта от 4 июля 2022 г. №1622 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы»;
ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Весы неавтоматического действия. Часть 1.
Метрологические и технические требования. Испытания»;
ИТ.404522.106 ТУ «Весы вагонные ВВЭ-Т. Технические условия».