Назначение
Весы автомобильные электронные ВА (далее - весы) предназначены для статического взвешивания груженого и порожнего автотранспорта (автомобилей, прицепов, полуприцепов, цистерн), автопоездов, а так же любых других грузов, размеры и конструктивные особенности которых позволяют установить их на грузоприемную платформу, а масса не превышает максимальной нагрузки весов.
Описание
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругих элементов тензорезисторных датчиков (далее - датчики), возникающей под действием силы тяжести взвешиваемого груза, в аналоговый электрический сигнал, изменяющийся пропорционально массе груза. Аналоговый электрический сигнал датчика преобразуется и обрабатывается аналого-цифровым преобразователем, расположенным в корпусе весоизмерительного преобразователя, блока обработки аналоговых сигналов или самого датчика. Информация о массе взвешиваемого груза по последовательному интерфейсу RS-232C, RS-485 или 4-20 мА (опции) может быть передана на внешние устройства (ПК, принтер и т.п.).
Конструктивно весы состоят из грузоприемной платформы (далее - ГП) и весоизмерительного устройства. ГП может состоять из одного или нескольких, металлических или бетонных модулей (секций), которые опираются на датчики. В состав весоизмерительного устройства входят аналоговые датчики МВ 150 (АО «ВИК «Тензо-М») с блоком обработки аналоговых сигналов ПН или БК или цифровые весоизмерительные тензорезисторные датчики МВЦ (АО «ВИК «Тензо-М») с блоком обработки сигналов БКЦ. Для обработки аналоговых сигналов датчиков и индикации результатов взвешивания применяются весоизмерительные преобразователи ТВ (АО «ВИК «Тензо-М»), для индикации цифровых сигналов - преобразователи ТЦ (АО «ВИК «Тензо-М»). Управление весами осуществляется с клавиатуры преобразователя или ПК.
ГП может быть установлена над поверхностью дорожного полотна с заездом автотранспорта по наклонным пандусам или иметь врезной вариант. При последнем варианте установки ГП монтируется на заранее подготовленное железобетонное основание или щебеночное основание с железобетонными дорожными плитами. В этом случае проезжая часть ГП находится на одном уровне с дорожным полотном.
Внешний вид весов показан на рисунке 1.
Весы выполняют следующие сервисные функции:
- автоматическое слежение за нулем;
- полуавтоматическая установка нуля;
- сигнализация о перегрузке;
- выборка массы тары;
- компенсация массы тары.
Весы могут быть снабжены следующими дополнительными сервисными функциями при поставке вместе с ПК и принтером:
- отображение результатов взвешивания, реквизитов автомобиля и груза на экране монитора,
- распечатка товарно-транспортной накладной (весовой карточки),
- хранение результатов взвешивания и составление отчетных документов по типам взвешиваемых автомобилей и грузов за определенный промежуток времени.
Весы выпускаются в различных модификациях, отличающихся метрологическими характеристиками, габаритными размерами, конструктивным исполнением и имеющих обозначение BA-H-X-Y-ZB^ где:
BA - тип весов;
Н - максимальная нагрузка, т;
Х - общая длина грузоприемной платформы, м;
Y - количество модулей (секций) грузоприемной платформы, ед.;
Z - исполнение, значение Z: 1; 2 или 3 в зависимости от значения действительной цены деления (поверочного интервала) (см. табл.1);
B - весы во взрывозащищенном исполнении (у весов обычного исполнения индекс в обозначении отсутствует);
Ц - весы с грузоприемной платформой на цифровых датчиках (у весов на аналоговых датчиках индекс в обозначении отсутствует).
Маркировка весов выполнена в виде таблички, закрепленной на грузоприемной платформе и на которую нанесены следующие данные:
- наименование предприятия-изготовителя;
- обозначение весов в виде ВА-
- заводской номер;
- класс точности весов по ГОСТ OIML R 76-1-2011 в виде римской цифры III в овальном кружке;
- значение максимальной нагрузки в виде Мах=
- значение минимальной нагрузки в виде Min=
- действительная цена деления и поверочный интервал в виде d=е=
- значение диапазона уравновешивания тары в виде Т = +
- диапазон рабочих температур в виде -30°С/+40
- год выпуска;
- знак утверждения типа.
Рисунок 1 - Внешний вид весов ВА с установкой ГП над поверхностью дорожного полотна
Заводской номер, состоящий из арабских цифр, наносится на металлическую табличку ГП весов.
Знак поверки наносится в раздел «Поверка» эксплуатационной документации.
Пломбировка весов не предусмотрена.
Для предотвращения воздействий и защиты законодательно контролируемых параметров служит электронное клеймо - случайно генерируемое число, которое автоматически обновляется после каждого сохранения измененных законодательно контролируемых параметров. Цифровое значение электронного клейма заносится в раздел «Поверка» эксплуатационной документации весов.
Программное обеспечение
Программное обеспечение (ПО) весов реализовано в преобразователе, что соответствует требованиям п. 5.5 ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Дополнительные требования к электронным устройствам с программным управлением» в части устройств со встроенным ПО или в ПК. Конструкция весов исключает возможность несанкционированного влияния на ПО СИ и измерительную информацию. Уровень защиты ПО от непреднамеренных и преднамеренных воздействий в соответствии с Р 50.2.077-2014 - «высокий».
Идентификационные данные программного обеспечения приведены в таблице 1.
Таблица 1
| Идентификационные данные (признаки) | Значение |
| Идентификационное наименование ПО | Цифровые статические весы |
| Номер версии (идентификационный номер) ПО | 1.хх* 5.хх 10.хх 12.хх 18.хх |
| Цифровой идентификатор ПО | __** |
| Другие идентификационные данные (если имеются) | — |
| Примечания. 1. * Порядковый номер версии не метрологически значимой части ПО. 2. ** Конструкция весов не предусматривает вычисление цифрового идентификатора ПО. 3. ПО не может быть модифицировано, загружено или прочитано через какой-либо интерфейс после опломбирования. |
Технические характеристики
Класс точности весов по ГОСТ OIML R 76-1-2011 ........................................... средний (III)
Диапазон и интервалы взвешивания, максимальная (Мах) и минимальная (Min) нагрузки, действительная цена деления (d) и поверочное деление (е), пределы допускаемой погрешности mpe в зависимости от интервалов взвешивания приведены в таблице 2.
Таблица 2
| Модификации | Нагрузка, т | Действительная цена деления d и поверочный интервал е, d=е, кг | Интервалы взвешивания, т | Пределы допускаемой абсолютной погрешности mpe при первичной поверке, кг* |
| максимальная, Мах | минимальная, Min |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| ВЛ-15-Х-У-1ВЦ (исполнение 1) | 15 | 0,1 | 5 | от 0,1 до 2,5 вкл. св. 2,5 до 10 вкл. св. 10 | ±2,5 ±5 ±7,5 |
| ВА-20-Х-Т-1ВЦ (исполнение 1) | 20 | 0,2 | 10 | от 0,2 до 5 вкл. св. 5 | ±5 ±10 |
| ВА-20-Х-У-2ВЦ (исполнение 2) | 15/20 | 0,1 | 5/10 | от 0,1 до 2,5 вкл. св. 2,5 до 10 вкл. св. 10 до 15 вкл. св. 15 | ±2,5 ±5 ±7,5 ±10 |
| BA-25-X-Y-IBII, (исполнение 1) | 25 | 0,2 | 10 | от 0,2 до 5 вкл. св. 5 до 20 вкл. св. 20 | ±5 ±10 ±15 |
| BA-25-X-Y-2BIЦ (исполнение 2) | 15/25 | 0,1 | 5 / 10 | от 0,1 до 2,5 вкл. св. 2,5 до 10 вкл. св. 10 до 15 вкл. св. 15 до 20 вкл. св. 20 | ±2,5 ±5 ±7,5 ±10 ±15 |
Продолжение таблицы 2
| Модификации | Нагрузка, т | Действительная цена деления d и поверочный интервал е, d=е, кг | Интервалы взвешивания, т | Пределы допускаемой абсолютной погрешности mpe при первичной поверке, кг* |
| максимальная, Мах | минимальная, Min |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| ВА-30-Х-У-1В11, (исполнение 1) | 30 | 0,2 | 10 | от 0,2 до 5 вкл. св. 5 до 20 вкл. св. 20 | ±5 ±10 ±15 |
| ВА-30-Х-У-2В1Ц (исполнение 2) | 15/30 | 0,1 | 5 / 10 | от 0,1 до 2,5 вкл. св. 2,5 до 10 вкл. св. 10 до 15 вкл св. 15 до 20 вкл. св. 20 | ±2,5 ±5 ±7,5 ±10 ±15 |
| ВА-40-Х^-1ВЦ (исполнение 1) | 40 | 0,4 | 20 | от 0,4 до 10 вкл. св. 10 | ±10 ±20 |
| ВА-40-Х^-2ВЦ (исполнение 2) | 30/40 | 0,2 | 10 / 20 | от 0,2 до 5 вкл. св. 5 до 20 вкл. св. 20 до 30 вкл. св. 30 | ±5 ±10 ±15 ±20 |
| ВА-50-Х-У-1ВЦ, (исполнение 1) | 50 | 0,4 | 20 | от 0,4 до 10 вкл. св.10 | ±10 ±20 |
| ВА-50-Х-У'-2В1 Ц (исполнение 2) | 30/50 | 0,2 | 10 / 20 | от 0,2 до 5 вкл. св. 5 до 20 вкл. св. 20 до 30 вкл. св. 30 до 40 вкл. св. 40 | ±5 ±10 ±15 ±20 ±30 |
| ВА-60-Х^-1ВЦ (исполнение 1) | 60 | 0,4 | 20 | от 0,4 до 10 вкл. св. 10 до 40 вкл св. 40 | ±10 ±20 ±30 |
| ВА-60-Х^-2ВЦ (исполнение 2) | 30 / 60 | 0,2 | 10 / 20 | от 0,2 до 5 вкл. св. 5 до 20 вкл. св. 20 до 30 вкл. св. 30 до 40 вкл. св. 40 | ±5 ±10 ±15 ±20 ±30 |
| ВА-80-Х^-1ВЦ (исполнение 1) | 80 | 1 | 50 | от 1 до 25 вкл. св. 25 | ±25 ±50 |
| ВА-80-Х^-2ВЦ (исполнение 2) | 60/80 | 0,4 | 20/50 | от 0,4 до 10 вкл. св. 10 до 40 вкл св. 40 до 60 вкл. св. 60 | ±10 ±20 ±30 ±50 |
Продолжение таблицы 2
| Модификации | Нагрузка, т | Действительная цена деления d и поверочный интервал е, d=е, кг | Интервалы взвешивания, т | Пределы допускаемой абсолютной погрешности mpe при первичной поверке, кг* |
| максимальная, Мах | минимальная, Min |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| ВА-80-Х^-3ВЦ (исполнение 3) | 30/60/80 | 0,2 | 10/20/50 | от 0,2 до 5 вкл. св. 5 до 20 вкл св. 20 до 30 вкл. св. 30 до 40 вкл. св. 40 до 60 вкл. св. 60 | ±5 ±10 ±15 ±20 ±30 ±50 |
| ba-ioo-x-y-шц (исполнение 1) | 100 | 1 | 50 | от 1 до 25 вкл. св. 25 | ±25 ±50 |
| ВА-100-Х-Т-2ВЦ (исполнение 2) | 60/100 | 0,4 | 20/50 | от 0,4 до 10 вкл. св. 10 до 40 вкл св. 40 до 60 вкл. св. 60 | ±10 ±20 ±30 ±50 |
| BA-IOO-X-Y-ЗВЦ (исполнение 3) | 30/60/10 0 | 0,2 | 10/20/50 | от 0,2 до 5 вкл. св. 5 до 20 вкл св. 20 до 30 вкл. св. 30 до 40 вкл. св. 40 до 60 вкл. св. 60 | ±5 ±10 ±15 ±20 ±30 ±50 |
| ВА-150-Х-Т-1ВЦ (исполнение 1) | 150 | 1 | 50 | от 1 до 25 вкл. св. 25 до 100 вкл. св. 100 | ±25 ±50 ±75 |
| ВА-200-Х-Т-1ВЦ (исполнение 1) | 200 | 2 | 100 | от 2 до 50 вкл. св. 50 | ±50 ±100 |
| ВА-200-Х-Т-2ВЦ (исполнение 2) | 150 / 200 | 1 | 50 / 100 | от 1 до 25 вкл. св. 25 до 100 вкл. св. 100 до 150 вкл. св. 150 | ±25 ±50 ±75 ±100 |
Примечания:
1. * Пределы допускаемой абсолютной погрешности в эксплуатации равны удвоенному значению пределов допускаемой погрешностей при первичной поверке.
2. Погрешность определения массы нетто при вводе значения массы тары с клавиатуры весов не нормируется и зависит от погрешностей определения массы тары и массы брутто.
Таблица 3 - Метрологические и технические характеристики
| Характеристика | Значение |
| Предельное значение предварительного задания массы тары, % от Мах | 10 |
| Погрешность устройства установки нуля, в поверочных интервалах е | ±0,25 |
| Реагирование (порог чувствительности), в поверочных интервалах е | 1,4 |
Продолжение таблицы 3
| Характеристика | Значение |
| Не возврат к нулю, в поверочных интервалах е, не более | 0,5 |
| Габаритные размеры модуля (секции) грузоприемной платформы, мм: - длина - ширина, не более | от 2000 до 20 000 вкл. 8000 |
| Масса, кг, не более | 26000 |
| Диапазон рабочих температур, °С: - для грузоприемной платформы - для весоизмерительного преобразователя | от -30 до +40 от -10 до +40 |
| Электрическое питание от сети переменного тока с параметрами: - напряжение, В - частота, Гц - потребляемая мощность, не более, ВА | от 187 до 242 от 49 до 51 200 |
| Время прогрева весов до рабочего состояния, мин, не менее | 30 |
| Направление движения | двустороннее |
| Значение вероятности безотказной работы за 2000 часов | 0,92 |
| Средний срок службы, лет | 8 |
Знак утверждения типа
наносится типографским способом на эксплуатационную документацию и фотохимическим или ударным способом на маркировочную табличку, расположенную на грузоприемной платформе весов.
Комплектность
Таблица 4 - Комплектность средства измерений
| Наименование изделия | Кол-во | Примечание |
| 1 Весы ВА | 1 шт. | Количество модулей (секций) оговаривается при заказе |
| 2 Паспорт 4274-035-18217119-02 ПС | 1 экз. | — |
| 3 Руководство по эксплуатации весов 4274-035-18217119-02 РЭ1) | 1 экз. | — |
| 4 Эксплуатационная документация преобразователя весоизмерительного1) | 1 к-кт. | Руководства по эксплуатации и калибровке и юстировке |
| 5 Сертификат соответствия ТР ТС 012/20111) | 1 экз. | Для весов во взрывозащищенном исполнении |
| 1) Указанная документация предоставляется в электронном виде и доступна для загрузки через информационную сеть «Интернет», ссылка для загрузки: https://wiki.tenso-m.ru/doku.php. |
Сведения о методах измерений
приведены в разделе 2 «Использование по назначению» документа 4274-035-18217119-02 РЭ «Весы автомобильные электронные ВА. Руководство по эксплуатации».
Нормативные документы
ГОСТ OIML R 76-1-2011 Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания
Приказ Росстандарта от 04.07.2022 № 1622 «Об утверждении Государственной
поверочной схемы для средств измерений массы»
ТУ 4274-035-18217119-02 Весы автомобильные электронные ВА. Технические условия